Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

— золото). На этой стадии берут «серебро», полученное в результате
аргиропеи, и добавляют к нему очищенную серу и «серную воду». Основная
добавка— золото (для «закваски»).
IV. Иозис ( iosis —томление, брожение). Это — заключительная стадия. Она
состоит в окрашивании хризопейного сплава в золотистые тона путем травления квасцами
или окуривания (томления) в специальном приборе — «керотакисе» (вариант:
«золочение», то есть обработка металлических поверхностей специальными реактивами)
.
7 Найден в 1828 году в Фивах, прочитан в 1886 году (Berthelot, 1887—1888, 1, с. 3—
73). 8 Найден в 1830 году. Переведен и прокомментирован в 1908 году (Lippmann, 1932, 2;
1919, 1, с. 7 и сл.). Хранится в Стокгольме в Шведской академии наук.
» 274 «

Псевдо-Домокрита (Болос из Мендеса?) «Физика и мистика». Этот текст
считают одним из первоисточников Лейденского и Стокгольмского папирусов.
Рядом с Псевдо-Демокритом апокрифические адепты Озирис,
Тот (или Гермес Трижды Величайший), Изида, Гор (иногда Гор-Аполлон)
, Клеопатра со своей «Хризопеей», Мария-еврейка (Коптская) —
изобретательница водяной бани, Адам, Ева, Ной, Моисей...
Приписываемые Зосиму, Олимпидиору, Синезию и Стефану сочинения,
собранные Бертло, представляют собой странную смесь возвышенных
речений Гермесовой скрижали и практических советов папирусных
сводов. Причем горний наговор снижен до вполне внятных теоретических
доктрин, а рецептурная практика сакрально — до невоспроизводимости—
одухотворена. Трактат Олимпиодора «О священном искусстве»
содержит металлопланетную символику. До нас дошли 28 неполных и
искаженных книг Зосима, в которых описаны некоторые приемы алхимического
оперирования («фиксация», или затвердевание ртути, например).
Утверждена тетрасомата. Изложены приемы имитаций золота и
серебра. Может быть, впервые высказана идея об алхимическом медиаторе—
философском камне. Он же, Зосим, отсылает к библейскому
Хаму из книги Бытия, впервые (?) произнесшему слово химия.
Александрийский этап алхимии — пора становления этой деятельности,
утверждающейся в качестве посреднической между теоретизированием
в духе позднеэллинистической учености и технохимическим ремеслом.
Между прочим, этот генотип алхимия сохранит и в дальнейшем,
каждый раз видоизменяясь в реальных культурно-исторических обстоятельствах.

Вместе с тем в текстах Александрийской алхимии, представляющей
многокомпонентный идеологический комплекс, еще прочитываются
страницы исходных культурных преданий: гностическое сектантство, зороастризм,
ассиро-вавилонская символическая традиция, мифологемы
эллинизированного Египта. Однако философским основанием Александрийской
алхимии являются неоплатоническое и неопифагорейское
кабализированные учения. Основные мифологемы христианства еще
далеко. Им еще предстоит встретиться с алхимическим мифом, потому
что история европейских средних веков еще не началась.
Сверхзадача алхимиков-александрийцев — это космостворящая задача,
мало-помалу обретающая плоть. Ее источник — технохимическая ремесленная
практика. Эта практика исподволь включается в состав алхимии
и медленно под ее воздействием преобразуется. Важно, однако,
что первые препаративные священнодействия Александрийской алхимии
разыгрываются меж ремесленным технохимическим златоделием и неоплатоническими
умозрениями. Алхимическая космогония — еще не
злато-сереброискательская космогония, по уже настолько вещественна,
насколько весом союз и в названии трактата Псевдо-Демокрита «Физика
и мистика».

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.