Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Созданная концептуальными усилиями исследователя, модель
субъекта творческой деятельности схватывает в концентрированном и неповторимом
виде специфику культуры, свидетельствуя собственной целостностью .о типическом
и индивидуальном в их слитности, в их исторической определенности, каждый
раз воплощаясь в отдельных персонажах мистерии познания. Такая реконструкция
— теоретическое основание научного жизнеописания. Но именно реконструкция,
а не среднеарифметическое сколь угодно большого числа реальных представителей
интеллектуальной элиты культурно-исторической эпохи.
43 «Средний человек» — термин, введенный Л. П. Карсавиным (1915, с. 11—12) для
характеристики обобщенного, «среднего» уровня культуры.
» 338 «

моразрушающих) точках только и возможно постичь стиль мышления
культуры, ее живой образ.
Социокультурная обусловленность творческой личности: в мышлении
личности, в ее деятельности живет и действует социум; осуществляет
себя исторически неповторимая творческая личность на социально-историческом
фоне своего существования, микромоделируя в ходе собственной
деятельности и в самой себе мегасоциум эпохи; выходя из эпохи,
но и оставаясь в ней. Диалектику личностно-неповторимого и
социального в человеческой деятельности тонко отмечает Маркс: человек
«...только в обществе и может обособляться» (то есть в исторически
определенных формах общения, экономическое воплощение которых
есть производственные отношения) ". Еще: «Так как истинной общественной
связью людей является их человеческая сущность, то люди в
процессе деятельного осуществления своей сущности творят, производят
человеческую общественную связь, общественную сущность, которая не
есть некая абстрактно всеобщая сила, противостоящая индивиду, а является
сущностью каждого отдельного индивида (его собственной деятельностью,
его собственной жизнью, его собственным наслаждением,
его собственным богатством)»45. Общение выступает, таким образом,
приобщением человека к человеку, творческой личности к культуре;
создается реальное освоение личностью своих социальных отношений —
освоение культуры. Осуществляется становление бытия субъекта
деятельности/ Именно здесь и высвечивается глубинная его социальность.
Иначе говоря, актуализируется культура, превращаясь в способ
деятельности личности. Деятельность личности оказывается
направленной на собственное мышление как на
образ культуры.
ВЕРНО, что человек средневековья глубоко традиционен, принципиально
антиноватор. Этот тезис — поистине общее место, если только
оставить не раскрытыми, а лишь названными очевидные определения
средневекового человека. Растворенный в субъекте коллективном, средневековый
человек проявляет свою особость лишь постольку, поскольку
ощутил себя частицей субъекта всеобщего. Только тогда собственный
вклад в дело личного спасения приобретает характер общезначимого
и вместе с тем особенного. Привносится свой узор в общий рисунок
ковра, который ткут все ради всех. Средневековый человек ищет опоры
в давней традиции. Ему, обретшему свое маленькое свое, жизненно
необходим авторитет соборности. Такое оказывается возможным в условиях
средневековой жизни христианства как религии коллективного
спасения''6.
44 Маркс К. Энгельс Ф. Соч., т. 12, с. 710.
43 Маркс К- Заметки по поводу книги Джемса Милля.—Вопросы философии, 1966,
№2, с. 119. 46 Здесь необходимо существенное уточнение. Собор — не толпа. Это тоже индивид,
только всеобщий, тождественный богу — индивиду индивидов, личности личностей.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.