Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Так называли Древний Египет,
а с Египтом связывали искусство жрецов-рудознатцев, металлургов,
золотых дел мастеров. Здесь же рядом — изучение земных недр
(лат. humus — земля). Древнегреческий языковой пласт: хюмос
(..... ) — сок; хюма (.... )—литье, поток, река; хймевсис ( ....... ) —
смешивание. Наконец, древнекитайское ким означает золото. Тогда
алхимия — златоделие. Именно это значение закрепилось за алхимией
по преимуществу. Остается сказать лишь о непереводимой частице ал,
арабское происхождение которой несомненно и которая устойчиво существовала
как приставка приблизительно с XII по XVI столетие,
а также напомнить о мнении александрийца Зосима (IV в.), отсылающего
заинтересованного филолога к имени библейского Хама.
Обращение только к именам может оказаться формальным. И все-
таки: златоделие и приготовление сыпучих и жидких смесей, растениеводство
и техника составления ядовитых настоев, литье металлов и
изготовление сплавов, нанесение на различные поверхности металлических
покрытий и технология крашения, черномагические занятия и
жреческое искусство, сподобленность библейским пророчествам и причастность
к древнейшим космогониям. Множественность толкований
занимающего нас имени предполагает историко-культурный фон, на
котором разыгрывалось алхимическое действо. Сама же алхимия не
столь проста и однозначна, как это могло бы показаться спервоначалу:
златоделие — и только.
Прежде чем двинуться дальше, ограничим предмет наших размышлений.
Это западная алхимия в составе европейской средневековой культуры,
понимаемой относительно самостоятельной и представленной
Обратите внимание: этимология в кавычках. Это псевдоэтимология, далекая от ди-
. стиллнрованно правильного словарного толкования. Это то, как понимают сами ал-
химики имя собственной деятельности. Однако все эти толкования выводятся, как
мы сейчас с вами увидим, из самых различных творческих сфер, помогая раскрыть
многогранность самосознания алхимии. Пусть говорят сами деятели культуры —
сталкиваются самооценки с оценками адептов и хулителей, предшественников и наследников
по пути естественно развивающегося определения исследуемого предмета.
» 13 «

определенным типом мышления; определенным типом общественного
производства, в том числе и «духовного производства» (Маркс), определенным
типом общественно-производственных отношений; в конечном
счете, обусловленной феодальным способом производства. Но вся
ли алхимия и все ли европейское средневековье есть предмет последующего
разбирательства? XII—XV столетия — пора высокого средневековья,
только-только осознающего себя культурой; средневековья, уже
умеющего взглянуть на себя со стороны. Рефлексия — ускоритель времени
на мыслительных часах человечества. Выбранные столетия —это
как раз то время, когда на часах средневековой истории угадывается
движение не только вековой, но и стрелки, отсчитывающей десятилетия.
Такое время легче отмечать. Сознание само становится проблемой:
«Я поднял глаза, чтоб увидеть —видят ли меня...» {Данте, 1968,
с. 46). Вот почему именно эти века есть центральный временной объект
нашего исследования, который, если он хочет таковым быть,— должен
быть взят, согласно Марксу, в наиболее развитой форме4. Правда, выходы
в сопредельные регионы и в сопредельные времена не только возможны—
необходимы. Но выходы, завершающиеся обязательным возвращением
в выбранные пространства и века.
А ТЕПЕРЬ, читатель, прислушаемся не только к имени, но всмотримся в
расхожие изображения алхимии.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.