Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Вот мощь, которая
меня отягощает». Пока жрец так говорил, глаза его налились кровью.
Окончив, он разорвал на куски собственное тело. Я видел, как он
убивал самого себя, грызя себя зубами, и упал на землю. Охваченный
ужасом, я проснулся и принялся размышлять над виденным, спрашивая,
это ли истинный состав воды. Так оно и оказалось» (Lindsay, 1970, с
344). Дух распадается вместе с телом; единство телесного и духовного;
смертность души. Покушение на бессмертную душу христианина. Предчувствие
алхимического а вер . о из м а.
Аристотелевы начала, переформулированные в начала алхимические—
кирпичи герметического мироздания. Огонь — платоновский равносторонний
треугольник вершиной вверх. Именно это свойство — заостренность—
питает уподобления огня: ножницы, шпага, меч, коса — царапающие,
ранящие, режущие инструменты. Они вплетаются в микросюжеты.
Так, например, Сатурн с серпом воспроизводит купеляцию1, или
очистку серебра нагреванием. Всадник со шпагой закалывает льва и
львицу, иначе говоря, прокаливает смесь ртути и серы, стабилизируя вещества
изгнанием летучих. Геометрические символы начал из платонов-
4 Купеляция — одна из алхимических процедур, которая сводится к нагреванию купелируемой
смеси (10 весовых частей свинца на 1 весовую часть серебра) в специальном
тигле при 1000° С. Окислы свинца н других примешанных к серебру металлов
впитываются в материал тигля, а серебро в виде расплава остается на дне тигля
в чистом виде (Berthelot, 1889 [1938], с. 264—265).
» 75 «

ского «Тимея» — первичные прафеномены, воплощенные в алхимическом
живописании. Золотое руно, согласно алхимику Д'Эспанье, сторожит
дракон о трех головах: одна есть вода, вторая — земля, третья — воздух.
Три головы должны соединиться в одну, которая будет достаточно сильна
и достаточно могущественна, чтобы пожрать всех других драконов
(ВСС, 2, с. 649—660). Огонь символизирован внепредметно — в обещании
грядущего соединения трех голое . одну.
Многозначность символических уподоблений раздражает, но разнообразие
это принципиально. Алхимик этим ни мало не смущен. Он настаивает
на этом, сопрягает разнородное в одной книге, в одной главе, на одном
листе. Земля — и гора, и лее, и человек; воздух — и крылатое чудище,
и птица; вода — и корабль, и рыба, и полный сосуд; огонь — и саламандра,
и дракон, и факел. Стихия вообще, лишенная имени, обозначается
квадратом или шестиконечной звездой, построенной наложением друг на
друга двух равносторонних треугольников. Равносторонний треугольник
— геометрический архетип каждой стихии в отдельности. Расположение
вершины треугольника (вниз, вверх) и вид плоскости треугольника,
перечеркнутой или неперечеркнутой линией, параллельной основанию,
исчерпывают все четыре элемента-стихии.
Конкретизация Аристотелевых начал в алхимической практике умножает
символические эрзацы. Для ртути-меркурия придуманы такие, например,—
далеко еще не все!—уподобления: женское начало, белый цвет,
луна, белое золото, сырое золото, недоваренное золото, азот, вода, молоко,
белое покрывало, белая манна, белая моча, холод, сырость, летучесть,
белая женщина, терпение, белый свинец, стекло, белый цветок,
соль, покрывало, яд, купорос, воздух. Или: ртуть — это змей, оплодотворяющий
самого себя и рождающий в тот же день; змей этот убивает своим
ядом все живое, он подвижен, ибо бежит от огня, противясь всепожирающему
огню, а спасшись, творит трансмутацию. Превращение змея в
дракона с крыльями и лапами символизирует соединение ртути, соли и
серы.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.