Алхимия в средневековой культуре
В книге убедительно показано, как и почему
именно «герметическая сакральная алхимия Черной страны» стимулировала
«самое большое чудо: обращение ортодокса в новатора, послушника
в еретика», содействуя переходу от средних веков к новому времени.
Вместе с тем это не означает, что книга будет встречена одинаково восторженно
всеми читателями. И концепция автора, и соответствующий
ей стиль, действительно, настолько неожиданны, что вызовут радостное
приятие у одних читателей и, вероятно, полемическое несогласие
у других. Однако никто не останется к этой книге равнодушным. И это
важно для решения одной из сложнейших историко-культурных, истори-
ко-научных и — одновременно — гносеологических задач.
И наконец, ясно, что в этой необычной работе, по-марксистски освещающей
историю средневековой алхимии, позиция автора сообщает активно
гуманистический характер всему исследованию в целом, свободному
от вульгаризаторских натяжек и упрощений.
В. И. Кузнецов,
профессор, доктор химических наук
ПРЕДИСЛОВИЕ
В чем состоит замысел исследования?
В самом общем виде его можно обозначить так: воспроизвести целостный
образ средневековой алхимии в ее еретическом, взрывном противостоянии
официальному, каноническому средневековью. Разнородный
характер алхимии, этого удивительного явления средневековой культуры,
обязывает исследовать выбранный феномен во всех его связях с иными
сферами интеллектуального средневековья, определенного в конечном
счете социальными особенностями материальной жизни средневековой
эпохи, феодальным способом производства. При этом неизбежно
проступят черты радикальных исторических преобразований средневековой
культуры в ее алхимическом фокусе на пути к культуре нового времени—
науке, искусству, литературе, осмысленным в контексте становления
теоретического мышления XVII века.
Ясно, что воссоздание явления прошлого как социально обусловленной
целостности с учетом всех связей в естественной среде его исторического
бытования и взятого в развитии основательно укоренено в марксистской
философии истории.
Многоаспектность исследования, коренящаяся в полифункциональной,
синкретической природе самого предмета — средневековой алхимии —
предопределила междисциплинарный характер творческого общения.
Вот почему реальный состав «соучастников» работы широк и многообразен.
Было бы, однако, несправедливо не назвать тех, кто более всего помог
первоначальной интуиции воплотиться в книгу, которая перед
Вами.
Асмус В. Ф., Бахтин М. М., Грязное Б. С, Юдин Э. Г., которых уже нет
с нами, благосклонно изучили данное сочинение, приняв предложенную
концепцию. Память моя сохранит это доброе дело.
Действенная поддержка со стороны В. И. Кузнецова, полезные советы,
данные им в ходе ответственного редактирования, также помогли
делу.
Конструктивное обсуждение работы на всех ее этапах отличает помощь
В. С. Библера. Его историологические исследования способствовали
становлению замысла, стимулируя его развитие.
» 9 «
Аверинцев С. С, Ахутин А. В., Баткин Л. М., Блауберг И. В., Визгин
Вик. П., Волков В. А., Гуревич А. Я., Жданов Ю. А., Карпушин В. А.,
Кедров Б. М., Кузнецов Б. Г., Мамардашвили М. К., Маркова Л. А., Микулинский
С. Р., Огурцов А. П., Погодин С. А., Рожанский И. Д., Рутенбург
В. И., Садовский В. Н., Соколов М. Н., Тимофеев И. С, Харитонович
Д. Э., Шмидт С. О., Юшкевич А. П. внимательно прочитали текст
и высказали важные соображения.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.