Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Положи его в
обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно
жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь
безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют
реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного
дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона,
разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится
и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет
зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова
дистиллируй продукт. Наконец, мой сын, тщательно ректифицируй, и ты
увидишь появление горючей воды и человеческой крови».
Инокультурные вторжения в этот средневековый текст легко распознаются.
Киммерияне, пребывающие в стране вечного мрака, противостоящей
озаренному лучами Гелиоса древнегреческому Олимпу и землям,
раскинувшимся вокруг этой священной горы. Черный дракон — парафраз
гностического змея, а также эллинизированного египетского Уробороса.
Анималистические уподобления в виде цветных львов, передразнивающие
узаконенные оппозиции средневекового мышления: объективация
этих уподоблений, живущих независимой жизнью... Инокультурные
жесты алхимика-христианина присущи ему, как присущи ему же гротескно-
пародийные приемы средневекового шута. Но здесь-то и начинается
выход за пределы христианской средневековой культуры к иным
культурным преданиям. Один из возможных выходов осуществляется
через алхимию, ибо именно она — вероятное место встречи разных
культур, получивших возможность собеседовать друг с другом на общей
для них почве алхимии, подготовившей в соответствующей социокультурной
ситуации и себя, и в какой-то мере каноническое средневековье
для этой роли.
Итак, через алхимический символизм на Восток к арабам 2.
его природопозпающем аверроистском аспекте). Глава, содержащая анализ символических
форм алхимического мышления, вполне подготовила обсуждение этой, относительно
частной проблемы. 2 Но прежде несколько пояснительных замечаний. Алхимический символизм включается
в работу, способствующую расшатыванию системы мышления европейского
средневековья.
Природа не что иное, как аллегория религиозной идеи. В ней же — и символическая
проекция авторитарно-иерархической системы земного царства божия.
Природа, по Винсенту из Бове,— книга, написанная перстом божьим (Эйкен, 1907,
с. 564; Vincentius Beltovacensis, Speculum naturale, 1481, lib. 29, с. 23). Учение о природе
опирается на идею миропорядка, выражающего высший замысел. Образ мира —
стройное целое. Познание тождественности замысла творца и физического мира и
есть для средневекового человека последний шаг в изучении природы. Ощущаемый—
видимый, слышимый, осязаемый — мир существует во времени и пространстве,
но за этой несовершенной реальностью — мир сверхчувственный. Такое миро-
чувствование ценно лишь постольку, поскольку при этом достигается любовь к
богу и вечное спасение. В естественном постигается сверхъестественное. Внимая
Фоме, узнаем: поскольку начало всех вещей находится вне мира, то и последнею
» 150 «

В КОНТЕКСТЕ алхимии вообще, алхимического символизма в частности,
можно выявить арабские влияния (например, воздействие учения Аверроэса
о совечности мира и бога) на характер мышления человека европейских
средних веков.
Арабское происхождение названия алхимии несомненно. Столь же несомненна
арабская родословная значительной части опытно-эмпирического
реквизита алхимиков.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.