Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Окно в новые исторически предопределенные культурные
пространства и времена; а значит, в культурные просторы и современного
сознания.
Эвристические культурологические возможности, выявленные в результате
анализа «темных речей» алхимического средневековья, могли бы,
пожалуй, сослужить славную службу и при изучении иных культурно-
исторических сообществ, представленных в собственных парафено-
менах.
Замечу: дело реконструктора минувших культур-—в некотором роде
паракультурное дело, конгениальное своему предмету и потому тоже живущее
на границе. В итоге такой работы — не образец, а синтетиче-
» 327 «

ский образ, сработанный паракультурными средствами. Паракуль-
турный рассказ о культуре. Алхимический трактат об алхимии. Пусть это
замечание в какой-то мере оправдает предшествующие слова.
«Культура, история, современность» — три равноударных слова, поддерживающие
наш замысел, благополучно встретились, найдя общий язык
на паракультурном пограничье.
ТАК ЧТО ЖЕ? В результате всех предшествующих прочтений рецепта
алхимика Рипли и сопровождавших его иных текстов обозначаются контуры
образа алхимии как явления средневековой культуры; идеализированный
образ алхимии — выявленный, прописанный, объемный.
Здесь я уже совсем близко подошел к тому, чтобы начать формулировать
иную, отличную от существующих историографических версий, точку
зрения на природу алхимии.
Алхимия в контексте европейской средневековой культуры есть неповторимая
культурно-историческая реальность, паракультурное явление по
отношению к магистральной культуре средневековья. Располагаясь между
оккультным теоретизированием и химико-техническим имитирующим
ремеслом—таково генетически определенное место алхимии в поздне-
эллинистической культуре — алхимия предстает особой деятельностью,
синтетической, космоссозидающей. В таком срединном положении алхимик
нарочито дилетантским образом как будто решает главную проблему
творческого средневековья о соотношении духа и плоти, которая в
его конкретной химической практике переформулируется как проблема
тождества оперирования с веществом и размышления по поводу вещества.
Алхимия — это рационально-сенсуалистический опыт средневековья,
реалистически-номиналистический его синтез. Созидается
специфически алхимический объект для размышлений, но объект,
нацеленный на эмпирию.
В недрах алхимии, казалось бы, формируется еретический по отношению
к средневековью, соперничающий с богом, в некотором смысле возрожденческий
тип личности.
Крушение алхимического герметизма оказывается возможным лишь в
результате взаимодействия средневековой культуры и ее паракультур-
ной периферии. Но именно это взаимодействие и есть проблема, коренящаяся
в парадоксальности алхимии как средневекового способа
существования в средневековье форм иных культурных
преданий, ставших средневековыми, но помнящих о своем не-
средневековом существовании30.
Алхимия — «декаданс» канонического средневековья. Именно поэтому
на всем алхимическом текстовом пространстве могут быть выявлены
основные трудности «ортодоксального» средневекового мышления, скры-
30 Жизнь в культуре как «вненаходимость» в ней (сравните ситуацию «пребывания»
Менипповой традиции в раблезианском смехе у Бахтина).
» 328 «

тые в официальной культуре. Характерные же черты средневекового мышления
в алхимической деятельности оказываются выраженными в окостеневших,
вырожденных формах.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.