Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Отсюда небесно-земные узнаватель-
ные ряды, построенные в предельном противопоставлении небо —
земля и объемлющие все земные объекты. Универсальное «Великое
искусство» Раймонда Луллия — тому пример. Семь планет — семь металлов.
Они же — аристотелевские качества: Сатурн — холод и сухость,
Марс — жар и сухость, утренняя звезда — роса, Луна — влажность,
Солнце — зной. Знаки Зодиака фиксируют метеорологические явления
на земле. Каждый вид растений или животных имеет свою звезду. Болезни,
войны, человеческие беды и радости соотносятся с небесами,
предопределяются ими. Данте в «Чистилище» говорит о божественных
словах, написанных перстом божьим на человеческом лице, узнаваемых
в строении глаз и носа. Образы животных — символические аллегории
земной жизни Иисуса; овцы — его последователи; змей и медведь — символы
диавола. Драгоценные камни Бонавентура (XIII в.) соотносит с
человеческими пороками и добродетелями. То же самое в мире растений
и животных (с. 559). Землю, стало быть, рассматривают относительно
самостоятельно. На ней в строгой иерархии выстраиваются узнаватель-
ные ряды: алхимические превращения — сферы зачатия, жизни, умирания;
минералы — пороки и добродетели; растения — этические нормы
поведения; животные — геральдические знаки, генеалогические истоки.
Священное писание — универсальное руководство для символотворче-
ства: масличное дерево — любовь божия; яблоня — первородный грех.
8 Интенсивное развитие исследований в области геометрической оптики в XII—
XIV веках определяется также и этим. Исход лучей из единого источника, законы
их отражения и преломления в некосм центре — глазу человека, выбор и идеализация
объекта исследования — свет («Учение о перспективе» Роджера Бэкона) —
во всем этом присутствует ассимилированный сознанием принцип иерархичности.
» 112 «

Глубочайшее зияние между небом и землей — не пустое пространство.
Тщательно разработанная демонология населяет Вселенную иерархически
подчиненными отрядами демонов и ангелов, закрепляя за ними
определенные ведомства. Вселенная предстает продуманно разлинованной
узнавательными рядами, резко отделенными друг от друга. Дискретный
характер символических рядов — вещь принципиально важная для
понимания алхимического символизма. Приведу характеристику одного
места древнеегипетского энциклопедического свода, относящегося к
концу среднего царства (вторая четверть второго тысячелетия до н. э.).
В этой энциклопедии слова сгруппированы по родовому признаку. Вот
ряд, члены которого объединены общностью составляющей их субстанции
(воздух): туча, гроза, рассвет, темнота, свет, тень, солнечный луч.
Далее следует ряд, члены которого также сгруппированы на основе
общей субстанции, их формирующей (вода): океан, море, река, озеро,
ручей, лужа, колодец. Но между этими рядами есть еще один ряд, состоящий
из... одного слова. Это слово — роса. Роса олицетворяет разъединительное,
но и соединительное звено: она — точка перехода одной стихии
(воды) в другую (воздух). Так осуществлялась слитность, «паптси-
стичность» всего сущего (Перепелкин, 1932, с. 6 и ел.). В этом —существенное
отличие мышления на землях Тота и Изиды от мышления христианского.
В средневековом мышлении разрыв между уподобленным и
уподобляющим трансцендентен, неумопостигаем и преодолим лишь в
таинстве преображения — чудодейственно. Отсутствует средний член —
нет египетской росы.
Алхимические золото и серебро — это астрономические Солнце и Луна.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.