Алхимия в средневековой культуре
И шафран марсов, и
жженая медь, и вермиллон — красящие добавки. Стало быть, получение
крепкой водки в данном рецепте — первая освященная веками и величайшими
авторитетами алхимическая опытная традиция.
Вторая традиция здесь скрыта. Возможно, это соль, третья составная
часть металлов наряду с ртутью и серой; иначе — соляное основание
металлов, на которое возлагалась надежда придать ртути
свойство затвердевать и противостоять огню. Но прежде необхо-
8 Алхимики нередко пользовались криптонимами, либо называли вещества выдуманными
словами, либо применяли общепринятые названия в другом значении. Вермил-
лоном, например, называли также и сурик. Вероятно, именно в этом криптоиимиче-
ском значении термин употреблен и в рецепте Голланда.
» 59 «
димо ртуть содержащее соединение растворить в крепкой водке. Автор
идеи о третьей составной части металлов — соли (sal) не назван. По
мнению исследователей, им был Исаак Голланд (ТС, 2, с. 126—128),
отец Иоанна Исаака Голланда. Эта традиция сравнительно молодая, потому
и имя при ней пока что необязательно.
Практическая часть рецепта — смешение способов, принадлежащих
величайшим адептам герметического искусства. Никто не обижен —
«всем сестрам по серьгам». Однако, судя по конечной рецептуре, не названное
предпочтение отдано способу древних (10 частей селитры на
3 части римского купороса). Есть, однако, и отличие: опущен вермиллон
(если под ним разумеется сурик), но добавлен циннобер. Дело в том, что
вермиллон во времена Голланда означал и киноварь. Устраняя возможность
семантической — а вместе с ней и фактической — путаницы, Голланд
выводит из реакционной смеси вермиллон (добавка, не имеющая значения
при получении крепкой водки) и вводит циннобер (cinnabaris), что
точно соответствует киновари. Выражая рецепт в современных символах,
запишем:
9HgS+8HN03=2NO+3S+4H20+3Hg3S2 (NO3)2;
2NO+02=2N02.
Двуокись азота, растворяясь в крепкой водке, сообщает ей красный
цвет. Циннобер — соль как бы внедряется в крепкую водку и окрашивает
ее в красный цвет. Твердая соль приобрела «подвижность». По выпаривании
крепкой водки может быть получена твердая огнестойкая
ртуть — ее окисел: 2Hg(N03)2=2HgO+4N02+02. При этом точно определены
временные параметры действий. Готовый продукт, конечно же,
исполнен метафизического смысла и свойства. Это вода философов, «коей
делают удивительные искусства». Сухой остаток — смесь окислов металлов
(в том числе и ртути). Заметьте: только новохимический способ
прочтения обедняет исторически уникальный рецепт алхимического средневековья.
Прибавлен циннобер7. Что бы прямо взять и сказать только об этом?
Нет! Нужно включиться в многовековую традицию, освященную великими,
и уже потом прийти со своим «пустячным» (но лишь для нас) вкладом,
приобщив его к освященному авторитетом прошлому опыту. В пределах
же рецептурного стиля умствования самое маленькое изменение —
принципиальное изменение в массиве многовекового знания8.
7 Циннобер (киноварь) — один из устойчивых в алхимической традиции «прафеноме-
нов» философского камня — красного эликсира — соединения материнского и отцовского
начал золота: ртути и серы. Значит, еще и поэтому циннобер как добавка
в более привилегированном положении, чем Луллиев вермиллон (здесь — всего лишь
сурик).
8 Помните, как в «Путешествиях Гулливера» Джонатана Свифта (XVII—XVIII в.)
две правящие партии в Лилипутии вот уже какое столетие колошматят друг друга
по ничтожнейшему, с пашей точки зрения, поводу: из-за отличия в высоте каблу-
» 60 «
РЕЦЕПТ неалхимического средневековья и алхимический рецепт.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.