Алхимия в средневековой культуре
Допустим, что это только
свинец. Но что за странный эпитет — «философская»? Вещество
на глазах исчезает, превращаясь в эфемерный акцидентальный принцип,
тут же, впрочем, уплотняющийся. Именно поэтому можно взять его и
нагреть. Имя и вещь в ситуации рукотворных процедур, удваиваясь,
раздваиваются.
И все-таки надо во имя анализа умные руки адепта на время лишить
ума, а его овеществленный ум — опять-таки на время — лишить вещественного
объекта.
Итак, что делал (руками делал!) алхимик и чем он при этом руководствовался?
» 193 «
КАКОЮ ЖЕ ТЕОРИЕЙ был ведом алхимик?
Первичная материя — первая алхимическая данность, образ, потенциально
содержащий все индивидуально существующее. Это трансформированная
субстанция древних, может быть, более всего аристотелевская
субстанция. Она же — носитель элементов-свойств, которые можно привести
в смешение. Смеси же эти суть составные тела. До нее было не
что иное, как небытие. Она не есть тело. Но она же —материальное
средоточие всех свойств. Порожденные в ней индивидуальные тела уже
не исчезают, но зато могут быть превращены друг в друга, имея общий
субстрат — первоматерию. Она-то и есть онтологическое оправдание
трансмутации вещей, в том числе и металлов.
Качества, или свойства, живут в первичной материи изначально. Этот
аристотелевский постулат разделяет алхимик, хотя и существенно преобразует:
сухое и влажное — качества видимые, холодное и горячее —
сокровенные и могут быть поглощены первыми двумя. Они лишь при
нагревании исходят из них, осуществляя себя самостоятельно.
Но алхимику с ними нечего делать. Они для него слишком общи. По
этой, верно, причине земля и вода, например, переформулируются в серу
и ртуть, ассимилируя в себе свойства исходных земли и воды соответственно.
Серу связывают с набором видимых свойств, а ртуть — сокровенных.
Первичная материя состоит из серы и Меркурия (ртути), понятых
как качественные принципы, а не вещи. Аристотелевские качества живут
уже незримо в потемках алхимической памяти серы и ртути.
Теперь уже то или иное соотношение серы и ртути есть неповторимое
лицо металлов.
Правда, нужно еще найти механизм этого сочленения, иначе говоря,
посредника-медиума. Это — алхимическая «соль», третье начало, появившееся
лишь в XV веке. Она в некотором смысле и есть пятая сущ-
Первичная материя (едина
и неразрушима)
Сера — мужское, постоянное
начало
Земля — твердое (видимое) состояние
тела
Первичная материя (едина
и неразрушима)
Сера — мужское, постоянное
начало
Огонь — лучистое (сокровенное)
состояние
Первичная материя (едина
и неразрушима)
Соль
Квинтэссенция — эфирное состояние
Первичная материя (едина
и неразрушима)
Меркурий — женское, летучее
начало
Вода — жидкое (видимое) состояние
Первичная материя (едина
и неразрушима)
Меркурий — женское, летучее
начало
Воздух — газообразное (сокровенное)
состояние
» 194 «
ность {квинтэссенция), которая может быть извлечена из каждого тела
с помощью многотрудных очисток, материализуясь в наиболее деятельные
части очищаемых тел. Сказанное можно свести в таблицу (Пуассон
1914—1915, №2—3, с. 14).
Этот набор доктрин —лишь статический чертеж алхимической теории.
Динамическая модель только угадывается — особенно после замены
центральных алхимических понятий: сера — сила; ртуть — материя;
соль — движение. И тогда материя отдает себя как материал для формотворчества
телам-металлам.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.