Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

И все это при сильнейшем сопротивлении материала —
упругого, герметически замкнутого.
» 38 «

Отсюда микроструктура исследования: каждая глава должна начинаться
именно этим текстом, последовательно высветляя —вкупе с
другими текстами — все грани алхимического синкретизма, давая одно
из возможных и необходимых прочтений текста, необходимых и возможных
в контексте средневековой культуры. Каждое такое прочтение, взятое
в отдельности, призвано претендовать на исчерпывающее и закопченное
толкование всей алхимической деятельности. Эти прочтения как
прочтения тотальные призваны взаимно отвергать друг друга, но взаимно
и дополнять. В результате — объемный, многогранный — целостный
образ алхимии, ибо каждое новое прочтение должно не отменить
предшествующие, а вступить с ними в сложные, противоречивые отношения.
Чаемое свойство складывающегося образа — это сохранение собственного
средневекового первородства — исторически природной собственной
цельности и странности. Алхимический текст как сложное органическое
единство призван воспроизвести целостный тип культуры. Иначе:
все определения средневековой культуры должны преломиться в
зеркале алхимического текста, на поверхности алхимического многогранника,
обещая помочь понять механизм этого преломления.
Но алхимическое зеркало может оказаться кривым зеркалом, в котором
все определения средневековья предстанут нарочито огрубленными, выразительно
заостренными. Все характеристики «нормального» средневековья
— и в этом можно было уже в какой-то мере убедиться, читая рецепт
.unли сразу на несколько голосов,— в алхимических речениях гипертрофированы,
асимметричны, деформированы и намекают на выход
средневековой культуры за собственные пределы — в иные социокультурные
пространства.
Все это таит и до поры хранит алхимический текст — рецепт Рипли.
Нужно только многоголосый алхимический хорал представить как полилог
сольных партий; но таким образом представить, чтобы каждый одиночный
голос говорил каждый раз от имени и лица всей алхимии, всех
алхимиков — именем всего средневековья и даже... более чем22. Самоопределение
предмета (слово самим участникам исторических событий)
и развертывание смысла и мысли текста вместе с читателем — необходимые
гарантии действенности предстоящего гуманитарного эксперимента.
Ожидаемый результат — живой образ средневековой алхимии,
каждый элемент которого воссоздан, самоопределен в соавторстве с
творцами исследуемой культуры средствами рефлексивного определения
собственного дела.
Таковы особенности аналитического метода для решения синтетической
задачи. Но синтез не есть подготовка для анализа. Предмет понимания
воспроизводится здесь и теперь, на страницах этой книги, так сказать,
по ходу дела. Тогда сам процесс реконструкции текста вместе с
его замыслом и его историческим автором есть вкупе с «видением» и по-
Не здесь ли возможное диалектически понятое приложение боровской дополнительности
к историческому знанию — в реконструктивном гуманитарном эксперименте?!
» 39 «

нимание предмета, и его анализ, по подчиненный синтетической задаче
построения образа. Иначе: спектральный анализ во имя синтеза света
(точнее — во имя света); но такого видимого света, в котором явственно
слышимы все спектральные линии всех монохроматических
цветов — каждого в отдельности. И вновь — рукотворный, отмеченный
личным знаком мастера, свет. Стало быть, метод в согласии с задачей, а
жанр в согласии с методом диалектпко-матерпалпетического исследования
исторического процесса.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.