Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Это и обеспечивает различия
» 219 «

металлов. Руками перерабатываемая абстракция. Демиургическое воздействие
на принцип, обретающий статус вещества.
Полярность свойств-качеств обеспечивает разность потенциалов, завершающуюся
разрядом реальных «механохимических» взаимодействий.
Теория четырех Аристотелевых элементов целиком уместилась в серно-
ртутную теорию алхимиков, причем еще оставалось место и для иного.
Доалхимические времена могли обходиться парой земля — вода, ибо и
них содержались невидимые воздух — огонь. Алхимическая память сохранила
качества древних и как живое, и как реликт. Все, что обладало
качеством теплоты, называлось в древности огнем; что было сухо и твердо—
землей; сырое и жидкое называлось водой, а холодное и воздушное—
воздухом,— вещает аноним (Пуассон, 1914—1915, № 2—3, с. 13).
Спиритуалистическая надстройка над Аристотелевыми первоэлементами
приподымает стихии и их первокачества к небесным реалиям, высвечивая
качества, сокрытые во мраке первоматерии. Согласно Д'Эспанье,
твердые части — земля, жидкие — вода, самые разреженные — воздух,
природный жар — огонь, а качества сокровенные обладают астральными
свойствами. Они присущи квинтэссенции (ВСС, 2, с. 626—648).
Плодоношение и принцип; семя и небесный знак; реальное вещество и
метафизическая абстракция. Оппозиции сведены, но и разведены в алхимическом
конструировании. Теоретическая мысль их разводит, практика
объединяет. Василий Валентин учит: «Все, кто писал о семенах металлов,
согласны в том, что сера представляет мужское семя металлов, а
ртуть — женское семя. Но это нужно понимать разумом и не принимать
за семена металлов обыкновенные ртуть и серу, потому что обыкновенная
ртуть, будучи сама металлом, не может быть семенем металлов. Так
же и обыкновенная сера представляет собой известь металлов. Каким
же образом она может быть семенем?» (Kopp, 1844, 2, с. 100). Алхимическая
теория — двуполая теория. Соль как третье начало выступает посредником-
медиатором, приспосабливающим алхимические начала к
технохимическому делу, не разрушая при этом мужеско-женскую дихотомию.
Между тем Поэт —будь то Жан из Менга или Жан де ля Фонтан—
предостерегает алхимика не путать идеальный принцип с природным
телом:
Что ты делаешь? — Устойчивым хочу
Сделать мой Меркурий...— Тщетно это.
Только жизнь свою опустошишь!
Потому что ртуть твоя летуча
И обыкновенная к тому ж,
Нет в ней изначального священства,
Бестелесной правды нету в ней...
Бедный, простодушный сын доктрины.
Спутавший высокий первопринцип
С черною богемскою pydoй...11
(Пуассон, 1914—1915, № 5, с. 10; Fontaine, 1861).
11 Стихотворный перевод мой.
» 220 «

И ВСЕ-ТАКИ ртуть-серная теория долго еще будет звучать как раз и навсегда
данное заповедное слово, а в более поздние времена (XVII в.) как
бездумный заклинательный алгоритм мнемонического свойства. Столь
поразительная устойчивость главной теоретической доктрины алхимиков
укоренена в консервативном представлении о мироустройстве, опирающемся
на перипатетическую традицию. Сошлюсь на одно из последних
обобщений теории элементов-принципов, принадлежащее Корнелию
Агриппе из Неттесгейма (XV—XVI в.) и изложенное им в «Тайной
философии» (Agrippa, 1593; Цейтлин, 19316, № 10, с. 74—76).
Согласно Агриппе, имеется четыре стихии, или элемента,— четыре основания
для всех телесных вещей. Это огонь, земля, вода и воздух. Из них
образуется все, но не путем простого смешения, а путем соединения и
преобразования.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.