Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре


53 Атомизм как неучтожимость и неизменяемость простого тела, индивидуального тела.
Но это сделало бы идею трансмутации принципиально невозможной. Тогда следовало
бы отказаться от алхимических элементов-принципов как кирпичей мироздания
и признать этими кирпичами реальные металлы, например; признать их простыми
телами-элементами в современном смысле. К этому, впрочем, и шло, только очень
медленно — тысячу лет — шло. Тогда атомизм — в некотором роде логическое будущее
алхимии.
» 265 «

Учение об алхимических субстанции и акциденции (сущность всех металлов
едина, различны лишь их акцидентальные формы) обусловливает
врачующий характер алхимического «экспериментирования», укорененного
в двух как будто не взаимодействующих друг с другом тенденциях
алхимического мышления, но вытекающих, однако, из того же
источника: из «номиналистически-реалистической» природы алхимии,
наиболее выразительно представленной в исторической трансмутации
псевдоаристотелевских алхимических начал.
Первая тенденция. Это неоплатоническое учение о сущностях
(алхимики-александрийцы с их учением о Едином и квинтэссенции).
Здесь разрушение видимых форм вещества, физическое воздействие на
вещество (дробление, измельчение, растирание, обжиг; растворение вещества
в минеральных кислотах; цветовые превращения). Иначе говоря,
поиск сущности, сопровождаемый разрушением первоначальной
формы вещества, «физикализация» алхимической мысли.
Вторая тенденция. Это одухотворенная предметность (алхимическая
практика христианских докторов). Здесь зооморфные, антропоморфные,
анимистические представления о веществе; исцеление вещества
с помощью медикамента — философского камня, «чудо» трансмутации.
Говоря иначе, «биологизация» алхимической мысли, косвенно ведущая
к формированию идеи химического индивида.
Историческое взаимодействие этих тенденций алхимического мышления
может быть рассмотрено как «предвосхищающее» созидание в рамках
алхимии грядущих судеб химии, драматически пребывающей меж физикой
и биологией в кризисные моменты своего развития.
Алхимическая теория вещна, практична. Алхимическая практика бесплотна,
эфемерна. В целом же алхимическая «химическая» деятельность
складывается из трех составляющих. Это ритуально-магический
опыт, имеющий квазинаучный — объяснительный и эвристический —
статус и представленный в формах алхимического символизма, специфического
языка алхимии; тэхнэ как пустотелое ремесло; тэхнэ как искусство,
изготавливающее единичную вещь (химическая композиция
как ваяние и живопись, как высокий артистизм). Синкретическая гармония
магии, ремесленной техники и искусства. «Воспроизведение» новой
науки, химии как науки, невозможное в чистых жанрах.
Такова статическая реконструкция алхимической «теории» и алхимического
«эксперимента». Статическа я... Но содержащая возможности
исторического динамического развертывания на фоне внешних реальностей,
осмысленных как ей, алхимии, присущие. Правда, здесь мы
вступаем в пространства следующей главы. Но прежде чем ее начать,
одно отступление.
Если ты, мечтой томим,
Знаешь слово Элоим,
Муху странную бери.
Муху в банку посади,
» 266 «

С банкой по полю ходи,
За предметами следи.
Если муха чуть шумит —
Под ногами медь лежит.
Если усиком ведет —
К серебру тебя зовет.
Если хлопает крылом —
Под ногами злата ком
(Заболоцкий, 1965, с. 248) 54.
Магическое слово Элоим позабыто за ненадобностью.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.