Алхимия в средневековой культуре
Все древние философы были в сем противного мнения
и делали свою крепкую водку просто из римского купоросу и селитры
или из квасцов и селитры, сие и было тому причиною, что много требовалось
времени прежде приведения в совершенство. Итак, научу я
тебя приготовлению первой воды, о коей преж сего в книге о Минеральном
камне упомянуто было, что она камень делает летучим; делается же
следующим образом: возьми три части римского купоросу, две части
минеральной антимонии, лапис гематитес, шафран марсов, жженой меди,
яри веницейской и цинноберу, каждого по одной части; селитры —
десять частей, иссуши так, чтобы пылилось, и перегони из того крепкую
водку, сначала первые 24 часа легким жаром, а потом сильным; простудив,
вынь остатки из сосуда, разотри мелко и положи опять в сосуд для
перегонки; налей крепкой водки и накрой тотчас гельмою и, примазавши
крепко реципиент, дистиллируй по-прежнему. Сие продолжай делать
до трех раз, наливая всякий раз дистиллировавшуюся воду на истертые
остатки. Вода сия называется водою философов для красного цвета,
и на нее во многих местах в сей науке ссылаются» (ТС, 3, с. 320;
Голланд, 1787, с. 348, 446—447).
Способы получения крепкой водки, приписываемые Голландом Раймонду
и Альберту, существенно отличаются от аналогичных способов тех
же адептов герметического искусства, приводимых, например, Г. Коп-
» 58 «
пом (Kopp, 1847, 3, с. 225—228). Так, Луллий советует получать крепкую
водку перегонкой смеси равных весовых частей купороса, киновари
и селитры. Альберт Великий, согласно тому же источнику, рекомендует
рецепт Джабира (VIII—IX в.): один фунт кипрского (медного) купороса,
полфунта селитры и четверть фунта йеменских квасцов. В другом
сочинении, согласно Хоферу, Альберт предлагает взять две части
римского купороса, две части селитры и одну часть жженых квасцов;
хорошо измельчив и смешав, перегонять из стеклянной реторты (Ноеfer,
1866, 1, с. 388).
Во всех традиционных рецептах, на которые ссылается Голланд, имеется
и селитра, никогда не называемая автором, но всегда подразумеваемая.
Приводятся лишь добавки. В собственном же рецепте Голланд
упоминает и селитру как одну из наиболее важных составных частей
рецептуры.
Расшифруем некоторые названия. Минеральный, сырой, антимоний
(antimonium minerale) — природная сурьмяная руда, или сурьмяный
блеск, смешанный с пустой породой, для освобождения, от которой руду
нагревали (Macquer, 1778, 1, с. 165). При этом из нее выплавлялась
сернистая сурьма (температура ее плавления 550°). Лапис гематитес
(lapis haematites)—кровавик, или гематит,— одна из важнейших железных
руд, состоящая преимущественно из окиси железа. Ярь веницейская
— основной ацетат меди, получающийся действием уксуса на
медь. Жженая медь — окись меди, окрашивающая стекло в зеленый или
сине-зеленый цвет. Вермиллон6 (vermillion) —киноварь, тонко истертая
в порошок, отчего ее цвет из темно-красного становится ярко-красным.
Применяется как краска в живописи. Циннобер (cinnabaris) — киноварь.
Шафран марсов — смесь окислов железа. Римский купорос —
железный купорос. Крепкая водка — концентрированная азотная кислота.
Каменная соль (sal petrae) —калийная селитра.
В чем здесь дело? Ссылки на авторитеты (Арнольд, Раймонд, Альберт)
призваны ввести в суть задачи — как получить концентрированную
азотную кислоту. У Раймонда для окрашивания взят минеральный антимоний;
у Арнольда — лапис гематитес; у Альберта — ярь веницейская;
у древних философов — римский купорос.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.