Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

674; ВСС, 1, с. 402). Робкое
«с помощью всемогущего бога» вовсе не умаляет божеских потенций
камня. Каждое общее положение конкретизируется, вводя воспринимающего
в мир единичных вещей, дабы правдоподобие, стало правдой,
обещание — осуществлением. Арнольд из Виллановы утверждает: философский
камень сохраняет здоровье, поддерживает бодрость, старику
возвращает молодость; изгоняет порчу, устраняет яд, прокравшийся в
сердце, смачивает артерии, укрепляет легкие, очищает кровь и врачует
раны. Того, кто болеет месяц, вылечит за день, кто — год, вылечит за
двенадцать дней. Те же, кто мается несколько лет, станут здоровыми за
месяц (ВСС, 1, с. 662—675).
Разрушая идею о божественном предопределении, философский камень
может выступить в качестве жизненного эликсира, эликсира долголетия,
вечной жизни, наконец. Даже воскрешение из мертвых в компетенции
камня. Если бы только умирающий мог взглянуть на камень, то, ослепленный
красотой его и потрясенный его достоинствами, он воспрял бы,
отринув увечья, в полном здравии. Будь он даже в агонии, и тогда бы он
воскрес (ТС, 4, с. 579—584).
Исцеление духа может выйти за пределы простого исцеления. Душа не
только выздоравливает, но и приобретает черты ангельской природы.
У того, кто употребляет камень, в один прекрасный день может открыться
внутреннее зрение, снимающее покровы с божественных тайн и открывающее
новое — высокое и небесное — боговдохновенное знание. Камень
так очищает и так иллюминирует тело и душу, что тот, кто обладает
» 317 «

камнем, видит, как в зеркале, движения светил и предугадывает влияние
констелляций. Для этого ему вовсе не надобно глядеть на небо — окна
комнаты могут быть закрытыми (Пуассон, 1914—1915, № 8, с. 13).
Стало быть, философский камень средневековых алхимиков проявляет
вселенскую мощь. Он является, по Геберу, «лекарством трех царств», ускоряет
любой естественный процесс (ВСС, 1, с. 558—561). Всеобщая и
частная силы магистерия персонифицированы в одном чудодейственном,
богоподобном, совершенно определенном веществе.
Между тем вещество это принципиально гипотетично, изначально идеализировано.
Оно— плод прежде всего умозрительного конструирования.
Но в конкретном препаративном действовании Великий магистеpuu
алхимиков материализуется, обращая расплавленный неблагородный
металл в золото или серебро. Мощь философского камня универсальна
и сопоставима с мощью его творца — алхимика. Ступенчато возрастающая
мощь, достигающая предела в высшем знании. Вовсе не зря титул
Альберта Великого был тройным, всеохватным, хотя внутри себя иерархически
соподчиненным: «Magnus in magia naturalis, major in philoso-
phia, maximus in theologia» («Великий в натуральной магии, еще более
великий в философии, величайший в теологии»). Философский камень
обладает возможностями божества. Вместе с тем его посредническая
миссия меж несовершенным и совершенным — миссия сына божия. Он —
«дитя, увенчанное добродетелью и царским пурпуром»21.
Алхимик — создатель эликсира по меньшей мере богоравен гг.
Алхимический бог конструируется по подобию христианского бога. Мощь
его столь же безгранична. Даже больше. Философский камень в области
«изготовления» чудес куда производительней своего официального аналога.
Вот почему философский камень — больше, нежели комментарий,
больше даже, нежели интерпретация христианского мифа. Это не работа
но образцу. Алхимическое дело — это сотворчество с оогом, акт творения,
глубоко еретический акт, взрывающий традицию, хотя внешне
этой традиции подобный, ибо «novarum rerum (даже под видом старого)
cupidus».

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.