Алхимия в средневековой культуре
Причем этот акт материи есть следствие
движения, спровоцированного силой. Так три алхимических начала получают
оправдание самих себя в следующей динамической комбинации:
Начинается взаимодействие сначала принципов, а потом и веществ. Начинается
«химия», конечно же, постоянно думающая о космическом устроении.
И все же: «химическое взаимодействие», тайное соитие, сакральный
алхимический брак с «физико-химической» подоплекой.
Еще одна таблица (с. 19) :
Сера
Самец
Мужское начало
Сила
Причина
Меркурий
Самка
Женское начало
Материя
Предмет
Соль
Детеныш
Движение
Движение
Результат
Здесь соль трактуется по-другому: как результат алхимического брака,
а не как медиум для средостения исходных принципов. Но до окончательного
изобретения технохимической процедуры еще далеко. Алхимику
нужен нерукотворный образец, собственной реальностью подтверждающий
теоретический образ. Это природный образец, осуществивший
естественную трансмутацию в закрытых рудниках: от железа к
золоту1.
1 Глаубер предлагает также и нисходящую трансмутацию (Пауссон, 1914—1915, № 2—
3, с. 16).
» 195 «
Вмешательство человека может приостановить естественный процесс
самопроизвольного совершенствования, если вскрыть, скажем, рудничную
жилу, изменив тем самым степень природного жара (нарушив режим
варки), запятнав чистоту исходных начал или привнеся еще какие-
нибудь случайности.
Путь от серебра к золоту — так кажется алхимику — короче, нежели от
железа к золоту. Отсюда две возможные технологии: от землистых веществ
к золоту (хризопея) и к серебру (аргиропея).
Мера благородства металла определена не только соотношением в нем
серы и ртути (принципов, а не вещественных серы и ртути\), но также
и мерой их порчи. Поэтому очистка—фундаментальный технологический
прием алхимии.
Вот, пожалуй, и вся — очень огрубленная — теоретическая схема, от
которой можно переходить к алхимическому рукоделию. Правда, переход
этот — всегда загадка, ибо предполагает ничем не оправданный скачок
от принципа к вещи (парадокс пресуществления алхимической теории
в алхимическое ремесло). Алхимия начинает вопреки, а не благодаря
теории, хотя именно в теории ее же и оправдание.
Если можно говорить о том, что алхимик подражает природе, то подражает
он ей лишь в принятии предпосылок собственного дела, «совпадающих
» с предпосылками самой природы. Рукотворную же процедуру
алхимик начинает с изобретения того, чего нет в природе: с философского
камня. Получению камня и посвящен технологический регламент,
разработанный алхимиком в раз и навсегда установленном виде2.
Схема этого регламента примерно такая: /. Приготовление материи камня:
нагревание, соединение, чернение {«гниение»); II. Омовение: отмывание
водой, выбеливание жаром; III. Рубификация: обработка материи
камня до покраснения с помощью технохимических операций: IV. Приготовление
металлов к трансмутации с помощью очистки; V. Подсыпание:
привнесение порошка философского камня к смеси неблагородных
металлов, предварительно подогретых (для ртути) или расплавленных.
Если припомнить классификацию металлов, данную Роджером Бэконом,
можно заметить, что характеристика металлов в этой классификации
2 Несколько иначе представляет технологию получения философского камня Бертло.
Все тела образованы из первоматерии. Золото — цель делания. Берут сходные тела,
отличающиеся лишь некоторыми качествами.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.