Алхимия в средневековой культуре
Философия поэтому
не отделялась ими (схоластами.— В. Р.) от теологии, да и по существу она не отделима
от последней, так как философия и есть знание об абсолютной сущности,
то есть теология» (с. 113). Схоласт как практик бесполезен.
5 Последующий анализ текстов Фомы в контексте средневекового мышления в значительной
мере основывается на замечаниях В. С. Библера, специально связанных
с разбором цитируемых фрагментов.
» 126 «
как предел теплоты есть причина всего теплого... Отсюда следует, что
есть некоторая сущность, являющаяся для всех сущностей причиною блага
и всяческого совершенства; и ее мы именуем благо» (АМФ, 1, с. 831
и ел.). Далее излагаются условия восхождения к совершенству: «Совершенство
Вселенной требует, чтобы в вещах присутствовало неравенство,
дабы осуществлялись все ступени совершенства6. И одна ступень совершенства
состоит в том, что некоторая вещь совершенна и не может выйти
из своего совершенства, другая же ступень совершенства состоит в
том, что некоторая вещь совершенна, но может из своего совершенства
выйти. Эти ступени обнаруживаются уже в самом бытии, ибо есть вещи,
которые не могут утратить своего бытия и потому вечны, а есть вещи,
которые могут утратить свое бытие и потому бренны. И вот, подобно тому
как совершенство Вселенной требует, чтобы были не только вечные,
но и бренные сущности, точно так же совершенство Вселенной требует,
чтобы были и некоторые вещи, которые могут отступить от своей благости;
потому они и в самом деле время от времени делают это. В этом
и состоит сущность зла, то есть в том, чтобы вещь отступала от блага.
Отсюда явствует, что в вещах обнаруживается зло, как и порча, ибо и
порча есть некоторое зло» (АМФ, 1, с. 839—840).
Нет оппозиции добра и зла как оппозиции двух самостоятельных
ведомств. Есть лишь добро. Оно едино, всеобще. Оно и есть, казалось бы,
сплошное единое, в котором вызревает зло без вмешательства внешних
сил; зло как не благо: «Ничто... не может быть по своей сущности злом...
все сущее в той мере, в какой оно есть сущее, есть благо, и... зло существует
лишь в благе как в своем субстрате», потому что (здесь Фома
ссылается на «Этику·» Аристотеля) «если бы нечто было целокупно злым,
оно разрушило бы само себя»; «ибо с разрушением всякого блага, что
необходимо для целокупности зла, разрушилось бы и само зло, субстрат
которого есть благо» (с. 840 и сл.). Иначе говоря, зло не- и внебытийно.
Но формируется в недрах блага.
Сущность вещи, обретенная в познании, бестелесна. Но по ее же подобию
сконструировано и познающее начало в человеке — его душа: «Начало
интеллектуальной деятельности, которое мы именуем человеческой душой,
есть некоторое бестелесное и самосущее начало»; «...то, что может
познавать некоторые вещи, не должно ничего из этих вещей иметь в
собственной природе, ибо, если бы нечто природное было выбрано в
орудие познания, для него было бы затруднено познание других вещей,
подобно тому, как мы видим, что язык больного, насыщенный холерной
и горькой влагой, не воспринимает ничего сладкого, но все кажется ему
горьким» (с. 844). Но душа тождественна форме и потому глубоко субъективна.
Обсуждая душу как форму тела, Фома говорит: «Коль скоро...
душа соединится с телом в качестве его формы, необходимо, чтобы она
пребывала во всем теле в целом и в каждой его части. Ведь она не акцидентальная
форма тела, но субстанциональная» (с. 852). При этом небы-
6 Сравните: «Совершенство состоит...
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.