Алхимия в средневековой культуре
Вещественность вновь снимается,
принимая формы символических идеализации. Алхимия в этом контексте
утрачивает свою особенную межкультурную роль, выступая попросту
наукой (или искусством) о металлах и их превращениях наряду с науками
о камнях, растениях и животных. Но если четыре элемента в мире
животных, растений и камней ассимилируются в том же самом виде, то в
алхимии они переформулируются в специфические первоначала, служащие
и веществами для рукодельного опыта. Выходит, алхимия — такая
деятельность, в которой обнажается двойная природа первоэлемента:
понятийная его суть и вещественная его суть в их перемежающейся одновременности.
Третья часть рассуждения Агриппы, посвящена горнему мироустроению.
Стихии существуют не только в низменном мире, но и в небесах, в мире
демонов и ангелов, и даже в самом мировом устроителе и прообразе.
Но в низших вещах элементы находятся соответственно в более грубых
формах. Напротив, в небесах элементы существуют только в их силах
и свойствах, в небесных превосходных формах, значительно более тонких,
нежели под луной. Небесная земля имеет твердость земли, но не
имеет ее плотности. Воздух и вода на небесах обладают подвижностью,
но не имеют бурных течений. Пламя огня там не жжет, а только светит
и оживляет все своею теплотой. Марс и Солнце сродни огню, Юпитер и
Венера — воздуху, Сатурн и Меркурий — воде, а Луна — земле. Небесные
знаки тоже распределяются по стихиям, как, впрочем, ангелы и демоны.
Там различают духов огня, земли, воздуха и воды. Астральный
мир, согласно Агриппе,— тоже материальный, но только тоньше. Материя
тверда, но не плотна; ощутима, но духовна. Телесно-духовный
мир.
Спиритуалистический мир уплотнен. Астральные тела — они же и духи
» 222 «
земных первоэлементов огня, земли, воздуха и воды. Ряд планет дублирует
ряд металлов; повторяет, но на более высоком уровне духовности.
Мир духовных эманации тел-первоэлементов. Обоснование астральной
алхимии, предстоящей спиритуалистической изнанкой алхимии земной,
злато-сереброискательской12.
В итоге ртутно-серный алгоритм, может быть, именно благодаря своей
«железо-бетонной» устойчивости оказался в конце концов пустотелым,
декоративным. Особенно если иметь в виду источники иного толка, исподволь
этот алгоритм расшатавшие.
АРНОЛЬД ИЗ ВИЛЛАНОВЫ (XIII—XIV вв.) в «Салернском кодексе
здоровья» решительно переформулирует четыре Аристотелевы первоэлемента,
минуя алхимическую бинарную (или тринитарную) систему. Переформулирует
в терминах медицинской алхимии, ориентированной на
микрокосмос со своим «атомным» четырехэлементным составом. Мир
металлов заменен иным объектом — гуморальной патологией человека.
Состояние человека — не что иное, как функция соотношения четырех
соков {«гуморов»): светлая желчь, флегма, кровь и черная желчь. Но
каждый из этих гуморов — еще и панпсихический принцип, материализованный
не столько в конкретном человеке, сколько в спиритуалистических
универсальных образах — четырех типовых темпераментах {холерик,
флегматик, сангвиник и меланхолик). Но слово самому источнику:
В теле находятся нашем четыре различные влаги:
Флегма и светлая желчь, кровь и черная желчь.
Флегма в воде, а в земле себя черная желчь обретают.
Кровь — это воздух, а светлая желчь в огне воплотилась
(1970,: 82) .
Далее следуют характеристики соков-начал, явленные в свойствах темпераментов
их носителей:
Желчь существует — она необузданным свойственна людям...
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.