Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре


» 322 «

сродни игре. Они и есть сама игра, творчески свободная, легкая.
«Природа забавляется с природой, природа содержит природу, npupooa
умеет побеждать природу»28 (Lindsay, 1970, с. 373—374, 376).
Между тем усилия адепта — личное дело, интимный процесс, тайна.
В тождестве микро- и макрокосмоса — путь к осмыслению знания как
нравственного созидания. У Гермеса Трисмегиста читаем: «Великое деяние
у вас и с вами. Поэтому, находя его в себе, где оно пребывает постоянно,
вы его имеете всегда, где бы вы ни были, на земле или на
море» (ВСС, 1, с. 400—444; Пуассон, 1914—1915, № 2—3, с. 18). И, как
следствие из сказанного, три цели Великого деяния: . материальном
мире трансмутация металлов до золота; в микрокосмосе моральное совершенствование;
созерцание божества в его слове в мире оожественном.
Вторую цель алхимиков можно переформулировать так, что человек
предстанет горном, в котором вырабатываются моральные добродетели.
В каждом алхимическом тексте, в каждой строке, в каждой букве его,
явно или не вполне явно, осуществляются синтетические усилия христианского
средневековья — единение плоти и духа, твари и божества,
земли и неба. Сама же алхимическая деятельность предстает как богоравное
мифотворчество под видом христианского мифа.
Обращусь теперь к цельному тексту, в некотором смысле основополагающему,
дабы и в его алхимической фактуре увидеть Вселенную как целое
и живое. Тогда-то алхимические аксессуары — а их здесь по видимости
почти и нет — покажутся внешне малозначащими, хотя и великим,
притом единственно возможным, поводом начать и успешно закончить
конструктивные усилия по созиданию алхимической космологии, алхимического
(сиречь всеобщего) универсума. Текст этот «Tabula Smaragdina
» («Изумрудная скрижаль») Гермеса Трисмегиста — программный
алхимический vademecum:
«1. Не ложь говорю, а истину изрекаю.
2. То, что внизу, подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому,
что внизу. И все это только для того, чтобы свершить чудо одного-един-
ственного.
3. Точно так же, как все сущие вещи возникли из мысли этого одного-
единственного, так стали эти вещи вещами действительными и действенными
лишь путем упрощения применительно случаю того же самого
одного-единственного, единого.
28 Правда, свободная игра без правил — это начальная пора алхимического искусства.
Дальше, по пути исторического следования, веселая беспорядочность станет скучным
порядком, неукоснительным и безусловным, но по-прежнему описывающим все
мироздание как космологическую (макроскопическую) и личностно-индивидуальную
(микроскопическую) проблему: материя камня имеет три угла, три начала в своей
субстанции; четыре угла, четыре элемента в своей добродетели; два угла, устойчивость
и летучесть, в своей материи; один угол, всемирную материю, в своем корне.
Сложение этих нерушимых чисел: 1+2+3+4 дает 10— кабалистическое число алхимической
материи; число, совпадающее с числом небесных сфер, среди которых десятая—
эмпирей (ВСС, 1, с. 683—686).
» 323 «
11*

4. Солнце — его отец. Луна — матерь его. Ветер вынашивает его во чреве
своем. Земля вскармливает его.
5. Единое, и только оно,— первопричина всяческого совершенства — повсеместно,
всегда.
6. Мощь его есть наимощнейшая мощь — и даже более того! — и явлена
в безграничии своем на земле.
7. Отдели же землю от огня, тонкое от грубого с величайшей осторож-
ностию, с трепетным тщанием.
8.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.