Алхимия в средневековой культуре
13; ВСС, 1, с. 503—508). Речь идет здесь, по-видимому, о царской
водке как универсальном растворителе, хотя термины как будто
намекают на иное. Но термины.в алхимии сбивчивы, многозначны, поэтому
не всегда выглядят убедительно. Хотя и назван любой металл,
Артефий имеет в виду определенный металл, а именно золото, которое,
растворяясь в царской водке, дает раствор треххлористого золота золотисто-
желтого цвета; вещества более тяжелого, нежели самое золото.
Но именно золото состоит из серы и ртути, взятых в наиболее совершенных
состояниях. Это и есть приготовление составляющих философского
камня. Опять-таки универсализация частного прикладного химического
знания; универсализация, состоявшаяся в рамках и под
воздействием теоретических доктрин алхимии. Алхимики-практики рекомендуют
прогнать золото через царский цемент16 или сурьму. Так
практикующий алхимик освобождает золото от примесей. Правило,
почти научно обоснованное. Джордж Рипли предписывает приготовленное
жидкое тело влить в водку, при этом, будучи легче водки, тело
всплывает над нею. Высота слоя вливаемого вещества должна быть
полдюйма. Водка выкипит, ибо тело это есть известь. Причем вскипит
без воздействия внешнего огня. «Затвердеет, окаменеет, словно лед какой
» (ВСС, 2, с. 275—284). Это не что иное, как гашение извести. Метафизический
смысл скрыт, зато эмпирическое наблюдение увековечено и
считается воспроизводимым.
Амальгамирование — функциональная технохимическая имитирующая
операция — входит в алхимию тоже как ars sacra. Первое получение
16 Согласно Макеру, например, состав царского цемента такой: 14 частей толченого
кирпича, 1 часть прокаленного медного купороса и 1 часть поваренной соли (Maquer,
1789, 1, с. 340—341). Эту смесь разводят в воде или моче, делая тестообразный
замес. Переложив слоями золото и цемент, помещают эту композицию в плавильный
тигель и нагревают. Примеси, содержащиеся в золоте, адсорбируются цементными
прослойками.
» 284 «
амальгамы традиция приписывает Фоме Аквинскому, который советует
взять две части Сатурна (свинца), чтобы совершить дело Солнца;
или же взять две части Юпитера (олова) для дела серебра. Затем нужно
прибавить третью часть ртути, чтобы образовать амальгаму (Thomas
d'Aquin, 1898, 6, с. 78). Золото и свинец; серебро и олово. Их смешение.
Это и поныне пригодный способ — одновременно и принцип — получения
амальгам. Практика здесь метафизична и в силу только одного этого
и теоретична тоже. Изготовление амальгам унифицировано и приобретает
статус хорошо воспроизводимого опыта, воспринимаемого в алхимической
традиции как химическая закономерность. Иоанн Исаак
Голланд предписывает: «Возьми во имя господа Иисуса Христа столько
Солнца, сколько тебе угодно, сделай амальгаму из 1 части ртути, куда
положи и Солнце, и дай ртути выкуриться на малом окару...» (Голланд,
1787, с. 571) 17.
Между тем общность рецепта не упраздняет его уникальный характер:
«Се рецепт, найденный в сундуке, замазанном в стене. Был продан за
великие деньги, изведан самим делом на опыте и от искусных в алхимии
одобрен, что и по делу оказывается. Того ради остерегайтесь открывать
толикой важности секрет жадным и надменным людям, также и тем,
кои не суть дети философии» (там же).
Особенно устойчивы рецепты основополагающие, регламентирующие
наиболее фундаментальные процедуры (приведение вещества к перво-
материи, то есть к ее составляющим — ртути и сере). Эти рецепты универсальны.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.