Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре


Роджер Бэкон (XIII в.) в «Умозрительной алхимии» пишет о происхождении
металлов и об их естественных началах. Начала металлов суть
ртуть и сера... Природа стремится достичь совершенства, то есть золота.
Но вследствие различных случайностей, мешающих ее работе,
происходит разнообразие металлов... Соответственно чистоте и нечистоте
этих двух компонентов — ртути и серы — происходят совершенные
и несовершенные металлы: совершенные — золото и серебро и несовершенные—
олово, свинец, медь, железо (Морозов, 1909, с. 66). Реальный
мир алхимика с самого начала поляризован. Противоположные крайности:
несовершенное — совершенное, тварное — несотворенное. «Соберем
же с благоговением следующие указания о природе металлов, о
их чистоте и нечистоте, о их бедности или богатстве в упомянутых двух
началах» (там же).
Далее следует описание всех шести металлов: «Золото есть тело совершенное...
», серебро — «почти совершенное, но ему недостает только немного
более веса, постоянства и цвета», олово хотя и чистое, но несовершенное
потому, что оно «немного недопечено и недоварено». Медь и
железо и того хуже. Если в первой «слишком много землистых негорючих
частиц и нечистого цвета», то в железе «много нечистой серы»
(с. 66-69).
Это еще не рецепт. Но такой взгляд на главную алхимическую материю
— металлы предполагает стремление открыть бесчисленные руководства
к действию. Одновременно и к священнодействию. Иначе гово-
» 52 «

ря, сформулировать рецепты, коими наполнена вся история злато-
сереброискательской алхимии. Все устремлено к цели. Не почему
и тем более не как будоражат ум алхимика. Единственный целеполагающий
вопрос, предопределяющий конечность искания, волнует адепта:
для чего? Для чего проводят бессонные, едкие от свинцовой
пыли и синие от серного пламени ночи в тесной алхимической лаборатории?
Для того, чтобы получить философский камень. Для чего нужен
этот камень? Для того, чтобы получить золото или серебро — отделить
плевелы от ржи, агнцев от козлищ, несовершенное от совершенного. Для
чего золото? и т. д. Одна цель сменяется другой. Менее существенная
более существенной. Но всегда целью. Однако целью, готовой тут же
по ее достижении стать средством. Средневековое мышление принципиально
телеологично. Зато сама нацеленность на результат предполагает
рецепт, то есть как это сделать. Но это рецептурное
как — иной, священнодейственной ритуальной природы. С одной стороны,
цель —практический итог, с другой — рецепт есть магия, двувекторно
устремленная к цели: по-земному предметно, возвышенно ритуально,
Сама же цель — лишь посох для продвижения по тернистой магической
тропе, где каждый шаг рецептурно расчислен.
Жизнь Роджера Бэкона — ярчайший пример единения этих двух ипостасей
средневекового духа: рациональной упорядоченности «экспериментирующего
» естествоиспытателя и озаренной неуправляемости монаха-
францисканца.
Рецептурность пронизывает различные формы мышления, сознания и
самосознания человека средних веков. Она, всякий раз видоизменяясь,
представляет собой многогранное целостное явление.
Остановим внимание на некоторых алхимических рецептах Иоанна Исаака
Голланда (XV—XVI в.) {Hollandus, 1667; ТС, 3, с. 304—514; Голланд,
1787, с. II—III, 4, 6, 13—71, 85, 163, 348, 446—447).
Вот рецепт, который называется так: «Простой способ приготовления
философского камня из мочи». Он взят из трактата «Камень Урины»:
«Прежде, чем наш камень сделается, то живет уже он; если же его найдешь,
то тут же и умрет.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.