Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Демокритовский.
атомизм, вошедший в средневековое природознание (XII—XIII вв.),
вместе с латинизированным и существенно трансформированным Аристотелем,
давал себя знать лишь в слабых отголосках, подобно мощному
некогда эху, расколотому среди тяжелых замков ранней готики на множество
невнятных отзвуков, улавливаемых во вторичных списках средневековых
философов. Решающую роль играл морально-этический фактор.
Атомизм Демокрита (а вместе с ним и эпикуреизм) был отмечен печатью
моральной отверженности. «Апроноэсию» (мир возник из случайных сочетаний
атомов, а не по промыслу божьему) — вот что инкриминировало
средневековье Демокриту с его атомизмом. На все, что подтверждало·
этот тезис, было наложено табу, заведомо исключавшее возможность.
серьезного спора с атомистической доктриной. Недаром Альберт Великий,
современник Бэкона, усматривал эпикуреизм в ереси Давида Динанского
(XII—XIII в.), развивающего учение о единой материи (с. 64).
Хотя Исидор Севильский (VI—VII в.) и принимает атомизм для объяснения
молнии и распространения инфекций, Эпикур (IV—III в. до н. э.)
Риск модернизации... От модернизаторских истолкований истории науки, глубоко-
чуждых марксистской историографии, совершенно справедливо предостерегает
В. И. Ленин, считая бесплодным приписывать древним такое развитие их идей, которое
нам понятно, но на деле отсутствовало у древних.
Индивидуальность персонифицированного вещества укоренена в стародавней традиции
средневековых алхимиков, одухотворяющих тварную реальность. Идея индивида-
вещества жила в алхимическом сознании вне и вопреки атомной индивидуальности.
Но здесь же, рядом, соседствовала иная традиция: разрушение, дробление
тела. Дробление до «исчезновения» тела (поиск квинтэссенции), но все-таки дробление.
Ведь атом есть тоже результат дробления (хотя и конечного дробления).
» 238 «

и ему отвратителен и чужд. Он — «свинья, валяющаяся в плотской
грязи»29 (с. 67).
Забыт и Лукреций (I в. до н. э.), сформулировавший атомистическую
доктрину в серебряном метре «De rerum natura»:
Атомы... лишь слегка изменив сочетанья... порождают
Дерево или огонь (ignis et lignum).
И... так же
При изменении лишь сочетания букв создаются
Разного рода слова, совершенно различного смысла
(1946, 1, 1,911—914).
Можно скорее признать, что имеется множество общих
Тел у различных вещей,—
Как в словах одинаковых знаков...
(с. 196—197).
Вместе с тем из того же Лукреция извлекается иное: атомность как
свойство, сближаемое с Аристотелевым свойством-качеством:
Что, наконец, представляется нам затверделым и плотным,
То состоять из начал крючковатых должно несомненно,
Сцепленных между собой наподобие веток сплетенных
(11,444—446).
Необъяснимый, казалось бы, парадокс. Демокрита называют, как об
этом пишет М. Бертло, «отцом алхимиков», хотя его атомистическая теория
не найдет места в средневековых алхимических трактатах, фатально
угрожая главной доктрине — трансмутации металлов30. «В писаниях
греческих алхимиков, как и в большинстве средневековых сочинений,
нет и речи об атомистической теории вопреки тому, чего следовало бы
ожидать. Самый термин атом (Individuum— .......— В. Р.), можно сказать,
никогда не упоминается ими и во всяком случае никогда не комментируется
» (Berthelot, 1885, с. 263). Бертло едва ли прав, говоря, что
проникновения атомизма в алхимию «следовало ожидать». В том-то все
и дело, что алхимия — особая естественнонаучная и, если хотите, художественная
реальность вместе.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.