Алхимия в средневековой культуре
В этом тексте Маркс интерпретирует золото (деньги)
как средство метаморфозы человека, «всеобщего извращения индивидуальностей
», «братания невозможностей»35. Мир навыворот. Всеобщее
смешение и подмена. Золото (деньги) — «химическая сила общества
» 36.
Марксовский анализ глубоко эвристичен: он помогает увидеть, как происходит
фетишизация понятий, их извращение. А это необходимо, в частности,
и для понимания средневековой алхимии. Алхимию, если следовать
за Марксовым образом, можно представить как номиналистически-
реалистический парафраз товарно-денежных отношений
домонополистического капитализма. В свою очередь, анализ товарного
обращения, данный Марксом, позволяет прояснить вещно-понятийный
статус самой алхимии, подвигнувшей в числе иных социокультурных реальностей
к радикальной исторической трансформации средние века —
эту более чем тысячелетнюю удивительно устойчивую и консервативную
культуру. Изымание злато-сереброискательской идеи — центральной в
алхимии — из контекста средневековой культуры, казалось бы, «обал-
химичивает» все; золото и впрямь становится всесильным магистерием.
Все вещи мира участвуют в трансмутации. Алхимическая утопия как
бы осуществляется. Но именно в силу этого алхимия перестает быть,
33 Там же.
34 Там же, с. 143.
35 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 616—620.
36 Там же, с. 618.
» 331 «
оборачиваясь началом... капиталистической эпохи. Таков механизм «общественно-
экономической» модернизации алхимии.
Вырванная из контекста средневековой культуры, алхимия может предстать
почти новой химией, а алхимик — человеком с ренессансным,
более того, буржуазно-индивидуалистическим мироощущением.
Алхимия —паракультура, но средневековая паракультура, включенная
в христианскую средневековую культуру как исторически неповторимое
целое.
Каков же механизм этого включения? Несмотря на мировоззренческие
притязания алхимии, созидающей собственный космос в подражание христианскому
мироустройству, главное дело алхимика — все-таки златоделие
(пусть не всегда в прямом смысле). Во всяком случае, практика
в о и м я достижения благоденствия на этой земле. Философский камень
существует для трансмутации неблагородного металла в благородное
золото, для создания эликсира долголетия, здоровья, вечной жизни —
царства благодати. Алхимия — гигантский философский камень, обращающий
неблаго в благо. Философский камень — и цель, и средство.
Золото — и цель, и средство. Алхимический космос — цель; золото —
средство (и наоборот). Но в любом случае это практика; практика во
имя земного, материального и морального блага. Дух остается по ту
сторону алхимии. Он — цель и объект «официального» средневековья.
Таким образом, алхимическое золото — гипербола духовного, материальное
подражание духовному, искаженному в кривом алхимическом
зеркале. Одним словом, гигантская антитеза по отношению к духовности
христианского средневековья.
Акцент на практику в алхимии и акцент на дух в магистральном средневековье
не подлежит сомнению. Акценты эти — разноименные полюса
исторически определенной культуры. Они — взаимодополняющие корреляты
в целостной средневековой культуре.
Алхимия — посредник меж средневековым ремеслом и средневековым теологическим
умозрением. Но от этого алхимическая деятельность не
становится деятельностью ненастоящей. Она — гипертрофированный
образ этих двух составляющих средневековой деятельности.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.