Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре


Многократные обсуждения рукописи среди коллег сопровождались
ценными замечаниями по существу развиваемых идей. Мнения, высказанные
в этих дискуссиях, прямо или косвенно пошли впрок.
А. И. Полекутина, сотрудники отдела рукописей и отдела редких книг
Государственной библиотеки им. В. И. Ленина, библиотеки ИНИОН
АН СССР, Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в
Ленинграде, научной библиотеки Тартуского университета неизменно
оказывали мне содействие в библиографических разысканиях.
Всем, кто так или иначе помогал мне в моей работе,— моя совершеннейшая
признательность.
Работа выполнена в секторе истории химии и секторе общей истории
естествознания и методологии историконаучных исследований Института
истории естествознания и техники АН СССР.
Основные результаты исследования доложены и обсуждены в ряде
научных учреждений Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону — Институтах
АН СССР: истории естествознания и техники, всеобщей истории,
истории СССР, философии, социологических исследований; Институте
теории и истории искусства; Ленинградском и Ростовском университетах;
Московском Доме ученых АН СССР; на XIII Международном
конгрессе по истории науки и техники.
Основные мои статьи по теме исследования указаны в приложении
«Литература».

АЛХИМИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ
КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
Рассказывают: по повелению Александра Македонского на могиле Гермеса
Трижды Величайшего, легендарного основателя тайного алхимического
искусства, начертаны тринадцать заповедей «Изумрудной скрижали
». Эти слова — священный материал, из которого столько веков строило
самоё себя алхимическое мироздание — здание герметического мира.
Коричнево-палевые отсветы алхимического горна вспарывали кромешный
мрак нескончаемой ночи средневековья. Я сказал «ночь средневековья
», повторив привычный штамп. Века мрака и тлена. Но если я
вправду средние века —сплошь ночь, то тогда, как остроумно заметил
один историк, население этих самых средних веков работало только
ночью. «... Могло ли средневековье вообще быть сплошным адом, в котором
человечество пробыло тысячу лет и из которого это бедное человечество
извлек Ренессанс? — спрашивает Н. И. Конрад.— Думать так —
значит прежде всего недооценивать человека...»1.? Готическая архитектура,
лучезарная поэзия трубадуров, рыцарский роман, жизнерадостные
1 Что делало средневековье — во многом ясно. Но к а к оно это делало — загадочно
и поныне. «...Разве ответить на вопрос «как?» менее достойное, менее важное в жизни
» 11 «
ПРОЛОГ

народные фарсы, захватывающие зрелища— мистерии и миракли.
«Средневековье — одна из великих эпох в истории человечества» (1972,
с. 255—256) 2. И вот посреди этого полнозвучного, чужого и дальнего,
средневековья — вовсе таинственная алхимия, впечатляющее свидетельство
поразительно устойчивого сознания, укорененного в освященном
многовековым практическим и интеллектуальным опытом предании.
XX век. Химия, постигающая тайну неживой материи, но и тайну жизни,
мечущаяся меж всемогущей физикой и всеобещающей биологией. Загадочно
улыбающиеся химеры собора Парижской богоматери. Человеческие
судьбы, осуществляющие себя в предгрозовых буднях первой
мировой на склонах Волшебной горы Томаса Манна. Пернатые драконы
и пестрые львы, вплетенные в орнаменты современных дизайнеров.
Броские успехи радиохимии, химии белка, полимерной химии. Ожившая
память алхимического средневековья, накоротко замкнувшаяся с творческой
мыслью нашего современника.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.