Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Причислю еще и
Агатодемона, Изиду, Озириса, Останэса, царицу Клеопатру, быка Ануби-
са, Марию-еврейку, Соломона, Давида, Адама, Еву и даже... Иисуса
Христа. Гностический и эллинизированный Египет Александрийской
эпохи — начальная обитель алхимического дела.
Сюда же вплетается еще и ниточка еврейства. Не развивая этой темы,
лишь сошлюсь на М. Гастера: «Следы знакомства евреев с алхимией
весьма скудны в современной литературе. Напрасно искали бы мы хотя
одного заслуживающего внимания адепта этой науки, который оставил
бы в еврейской письменности следы знакомства с нею. С другой стороны,
едва ли найдется хоть одна сколько-нибудь солидная древняя книга об
этой науке, которая не имеет прямого отношения к еврейству и его традициям
» (1901, 2, с. 91).
» 299 «

Итак, почти дьявольская смесь разных культурных традиций — смесь,
выпадающая из каждой названной здесь культуры, взятой в чистом виде.
Алхимические реалии, алхимическая фразеология еще не рефлексирова-
ны. Неведомость творимого — характерная черта для рядовых, увлеченных
алхимией масс именно в это время. По-видимому, прав Бертло, считая,
что «фразеология наиболее древних алхимиков — это фразеология
людей, живущих в Египте, имеющих перед глазами обелиски и иеро-
граммы, которые цитируют, не понимая, однако, их древнейшего смысла
» (Berthelot, 1885 [1938], с. 32—33).
Нет ничего вернее легенды, ставшей сознанием. Помня это, обратимся к
притче о происхождении алхимии, переданной Зосимом в сочинении
«Имут» (в честь египетского бога Имготепа) и процитированной Георгием
Синкеллом. Святое писание говорит, что существует известный род
демонов, имеющих сношения с женщинами. Гермес говорит о них в
своих книгах о природе. Древнее и священное писание рассказывает, что
некоторые ангелы, увлеченные любовью к женщинам, сошли на землю и
научили их тайнам природы. По этой причине ангелы были прогнаны с
неба и осуждены на вечное изгнание. От этой связи родилось племя великанов.
Книга, по которой они учились искусству, называлась Хема. Отсюда
— имя Хема, прилагаемое к искусству по преимуществу. Сходные
свидетельства находим и в манускрипте M 2327, в письме Изиды к сыну
Гору, где сообщается, что тайна алхимии была ей открыта ангелом Ам-
яаэлем в награду за ее любовь (с. 9—10). О связях ангелов с женщинами
свидетельствует и Ветхий завет, и Енох, и Климент Александрийский, и
Тертуллиан. Последний объединяет алхимию с магией и астрологией
(с. 12). Бертло толкует эту легенду о происхождении алхимии в духе противопоставления
религии и науки: «Алхимики, согласно обычаю примитивных
народов, присоединяли к своему искусству магические формулы,
которые должны были действовать на волю богов (или демонов), высших
существ, вмешивающихся постоянно в ход вещей... Мистические умы имеют
тенденцию рассматривать науку, в особенности науку о природе, как
нечто святотатственное, потому что она приводит человека к соперничеству
с богами. Понятие науки действительно уничтожает понятие древнего
бога, действующего на мир с помощью чудес и воли» (1885, с.
14—15). Падшие ангелы-богоборцы. Идея богоравности святотатственно
возвышает человека, противопоставляет его богу. Подчеркну в некотором
смысле крамольный, демонический характер алхимии в момент ее
возникновения и формирующийся дальше внеположным по отношению
к официальной средневековой культуре образом.
Алхимия принципиально спиритуалистична. Материя рассматривается
как результат творчества демиурга и его демонов.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.