Алхимия в средневековой культуре
Он еще и м а г и к о - э к с п е . и м е н . а л ь н ы й
образ рукотворного действования. Об этом следующая глава.
ГЛАВА
VI
ТРАНСМУТАЦИЯ
АЛХИМИЧЕСКИХ НАЧАЛ:
«ТЕОРИЯ» И «ЭКСПЕРИМЕНТ»
«Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми,
сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится
в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в
красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым
виноградным спиртом, выпари жидкость и ртуть превратится в ка-
медеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в
обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно
жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь
безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют
реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного
дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона,
разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он
загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет
зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова
дистиллируй продукт. Наконец, мой сын, тщательно ректифицируй,
и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови».
» 192 «
Этот рецепт — лишь заземленный парафраз алхимического космоса. Но
также верно и то, что осмыслен этот космос в терминах технохимической
эмпирии, упорядоченной при помощи соответствующих «химических
» теорий. Космогоническая проблема остается, отодвигаясь в космическую
даль; зато «химическое» ее подобие — перед нами и может
быть принято за единственную реальность, сложенную из двух взаимосвязанных
ее фрагментов: оперирование с веществом в конкретной препаративной
ситуации, размышление по поводу вещества.
Понятно, что и оперирование с веществом, и размышление по его поводу—
это как бы оперирование и как бы размышление; «как бы» потому,
что алхимическое рукотворение— это космостворение. Но даль и
глубина невидимы, зато хорошо видны близь и поверхность. Но чтобы
понять подтекст, нужно изучить текст, «химический» текст, то есть то,
что делал алхимик: какие вещества брал, каким образом их приуготовлял,
с чем смешивал, как и где эти смеси обрабатывал. Это —с одной
стороны. С другой — необходимо воспроизвести ход теоретико-химического
мышления алхимика, что повелевает его руками, берущими философскую
ртуть — свинец, нагревающими ее в тигле, превращающими
ее в массикот (желтую окись свинца), или в зеленого льва. Алхимическая
теория приказывает рукам подбавить жару, дабы зеленый лев превратился
в красного — красный сурик. Послушливые руки хотят растворить
его в винном уксусе, но это удается лишь при нагревании. И тогда
по выпаривании получаются кристаллы ацетата свинца. Рукам велено
снова подогреть эти кристаллы. Тогда и получается то, что мы теперь
бы назвали неперегнанным ацетоном (красно-бурая жидкость), а на
стенках реторты — мелкодисперсный свинец. Он-то и есть искомый философский
камень. Именно с этого момента и начинается главный технологический
процесс — восходящая трансмутация металлов.
Здесь я еще раз воспроизвел расшифровку рецепта Рипли, остановив
Ваше внимание на вещественной стороне делания, отвлекшись на
время от деяния.
Но возможно ли разделить опыт и теорию? Первое рекомендуемое действие
двузначно: «Возьми философской ртути...». Забудем на минуту,
что ртуть — одно из двух родительских начал.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.