Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Легенда
достойно завершается торжественной могильной надписью на острове
Майорки: «Раймонд Луллий, благочестивые убеждения коего не были никому
ненавистны, лежит здесь в дивном мраморе. С тысяча триста пятнадцатого
начал быть без чувств». То есть жив и поныне, как и положено
алхимическому святому. В 1334 году папа Иоанн XXII становится обладателем
несметных сокровищ, якобы наработанных многотрудными алхимическими
стараниями, описанными в его собственном алхимическом
трактате. Первый христианин католического мира — он же автор тайных
книг. Его же антиалхимическая булла — лишь уловка. Примерно тогда
же Арнольд из Виллановы. тоже получает алхимическое золото.
В 1383 году .ламель, согласно легенде, получает трансмутациошгые золото
и серебро. Но не алчностью, а благотворительностью жива душа алхимического
святого: все деньги пущены во благо. Фламель строит четырнадцать
больниц и три церкви (Любимов, 1892, 2 пагинация,
с. 92—96).
Легенда утверждает: Джордж Рипли в 1460 году посылает рыцарям ордена
Иоаннитов на остров Родос круглую сумму алхимического происхождения,
дабы помочь иоаннитам в войне с турками.
В конце XV века, сообщают алхимические летописцы. Рудольф II собственноручно
произвел немало алхимического золота. То же можно ска-
13 Достоверность их едва ли больше, чем нулевая. И тем не менее легенда — это то^,
чем стала алхимия, исторически исчерпавшая себя. Живые свидетельства алчной
золотой горячки, замешанной на шарлатанстве... И это все, что осталось от алхимии?
Посмотрим.
14 Сюжеты этих историй воспроизводят К. Шмидер (Schmieder, 1832), Л. Фигье
(1867; Figuier, 1860), А. В. Амфитеатров (1896), Н. А. Морозов (1909), Б. Н. Мен-
шуткин (1937). Ограничусь изложением лишь некоторых.
» 169 «

зать и про Августа II Саксонского. Все это, в числе прочего, потверждает
и воодушевляет трансмутационную идею алхимиков. Виллаверде и
Брюссель становятся свидетелями опытов Ван-Гельмонта (XVI—XVII в.),
якобы превратившего 8 унций ртути в золото (Меншуткин, 1937, с. 69).
Окрыленный успехом, Ван Гельмонт называет сына Меркурием. Император
Фердинанд III (1648 г.), воспользовавшись порошком философского
камня Рихтгаузена, чеканит алхимическую медаль. На лицевой стороне
медали был изображен Меркурий-Гермес с кадуцеем в руках и с крылышками
на пятках. Это означало превращение ртути в золото. Не менее
впечатляющи и латинские надписи на медали: «Чудесное превращение
произошло в Праге 16 января 1648 года в присутствии его величества императора
Фердинанда Третьего». Надпись на оборотной стороне возглашала:
«Как редко искусство это для людей, сколь не часто оно себя проявляет:
да будет хвалим во веки господь, который сообщает часть своего
бесконечного могущества нам, своим презреннейшим созданиям».
В 1650 году в Праге отчеканена еще одна медаль в честь «золотого сына
свинцового родителя». Коллекция медалей из алхимического золота понемногу
пополняется.
Список «осуществленных» легенд медленно, но возрастает, захватывая
XVII, XVIII и даже... XIX века, пополняя копилку курьезов (Сен-Жермен,
Базальмо-Калиостро, Тифферо).
С той же, впрочем, тщательностью настороженные антиалхимики описывают
лжечудеса, тогда же и разоблаченные. Складываются жития алхимических
лжесвятых. И это естественно: шут, прикинувшийся королем,
должен быть низложен, да так, чтобы царская корона вновь обернулась
шутовским колпаком, а державный скипетр — погремушкой или же посохом
странствующего скомороха.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.