Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Тогда она придаст последнему более
высокие свойства. Именно поэтому алхимики старались получить квинтэссенцию
из золота и серебра и перенести ее в другой металл, тотчас
же превращающийся в золото и серебро.
Иные знакомы с этим искусством и даже видели, как это делается.
Однако никто не мог получить больше золота, чем то золото, из которого
извлекалась душа. Так как последняя есть внешняя форма, а не
внутренняя, то и бесполезно ждать от нее, что она сможет превратить
несовершенное тело в совершенное в количестве, превышающем ее собственную
массу. Но Агриппа не отрицает, что это возможно при помощи
иных приемов искусства.
Магия, переставшая быть художеством и ставшая предметом рефлексии,
демифологизируется. Обсуждаются необсуждаемые — в силу своей спи-
ритуалистичности — понятия. Однако мифический стержень магии остается
неприкосновенным, а именно: результативное взаимодействие
высшего и низшего; взаимодействие, основанное на притяжении и отталкивании
вещей со сходными или же различными свойствами. Воздействия
на личных духов сняты. Личные духи заменены энергетическими
энтелехиями, эманациями алхимического Единого. Словом, естественная
магия, основанная на «гомеопатическом» сродстве. Ибо, следуя за
Агриппой, все вещи, богатые известными свойствами (качествами), например,
теплом, холодом, смелостью, страхом, печалью, гневом, любовью
или какой-нибудь иной страстью, тяготеют к вещам с подобными же
» 255 «

свойствами (качествами) и вызывают в них подобные же встречные
силы.
Парацельс раздвинул границы действия естественной магии, прибавив
алхимическую терапию и алхимический гипноз, а к первичной материи,
или великому лимбу (Limbus major), живое человеческое тело, долженствующее
быть исцеленным, то есть усовершенствованным, подобно
больному металлу.
Рационализация операций над веществом не отменяет магии как ритуально-
словесного опыта. Магическое мышление естественно и для Ван-
Гельмонта. Магическое, считает он, есть наивысшее, прирожденное душе
свойство постольку, поскольку магия — образ бога, ибо через нее
могут быть познаны все вещи. Магии же присуща всемогущая сила непосредственно
воздействовать посредством духа, тела не только на тело,
которому принадлежит этот дух, но также и на другие тела и духи, разделенные
друг от друга большими расстояниями (Helmont, 1682).
Магнитное магическое притяжение. Это свойство естественно, ибо соотносится
с аналогичным свойством самой природы. Дистанционное «экспериментирование
».
ПРИ ВСЕЙ СВОЕЙ операциональной действенности естественная магия—
это искусство толкования природных (или воспроизводимых рукотворно)
явлений, причинное их объяснение, познание действительности.
Магическое мышление исследует мир объектов, духовных и материальных,
фиксирует способы и условия их существования, изменения и отношения
их, приводя все это в достаточно простую систему, устанавливая в
мире определенный простой порядок. Оккультист Т. Данцель (XX в.)
в книге «Магия и тайная паука», в разделе «О смысле магического»,
знает и другую магию, оторвавшуюся от рукотворной процедуры,
пренебрегающую внешним опытом, зато уповающую на опыт мистический.
Искусство толкования становится искусством истолкования, забывающим
уже о своей исконной алхимической фактуре — злато-
сереброискательской эмпирии. Эта мистическая магия «зажигается в
глубине святого человека. Там, где прекращается собственное «я»,
возникает чудесное царство значимостей, которое распространяет
свой блеск на объекты, зажигая их чудесным светом.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.