Алхимия в средневековой культуре
Безупречность и однозначность действования — основа
средневековой рецептурности, отражающей финалнетский характер
средневекового мышления.
Алхимическое совершенство ищет опоры и подтверждения в иных сфе-
» 54 «
pax средневековой жизни. Аноним (XV—XVI вв.) в трактате «О красном
и белом» советует взять совершенно сухого венгерского синего купороса
и селитры, более фунта нашатырной соли, сделать из этого крепкую
водку в стеклянном, хорошо замазанном сосуде, снабженном стеклянной
крышкой или колпаком {ТС, 4, с. 1001 —1006). Это подготовительный
рецепт получения aqua regis — царской водки, получаемой из
aqua fortis — крепкой водки — азотной кислоты. Крепкая, царская и есть
общепринятые меры совершенства, перенесенные в высокие сферы герметической
посвященности.
Но вновь Иоанн Исаак Голланд: «Возьми живой извести, сколько хочешь
и налей в оную довольную часть урины; и дай погаснуть, и чтоб
она села; сверху слей все долой, и когда селитры шесть фунтов, то возьми
урины 12 фунтов и более, но не менее, и положи все сие вместе в чистый
котел, и вари крепко, а пену снимай железной ложкой, которую обмакивай
иногда в густоту, и брызгай на огонь, и, когда станет гореть или
уголья будут от него пылать, тогда сними с огня, и дай немного простынуть,
потом влей сие в холстинный мешок, который повесь над бочкой,
вышиною на 5 футов, то будет в воде, как хрусталь, садиться, что и вынимай
вон, из чего будет очищенная селитра, потом возьми другую селитру,
которая на дне, и положи в урину, и вторично вари, как прежде;
и процеди таким же образом сквозь мешок, то через час сделаются
длинные ровные палочки, наподобие первых, а что уже после сего останется,
то никуда негодно, останется же только одна соль, которую очис-
тя получишь обыкновенную селитру» {Голланд, 1787, с. 4—5). Это способ
приготовления селитры.
ОБРАЩУ ВНИМАНИЕ на некоторые стилевые особенности рецепта. Он
конкретен. Зримые приметы вводят в мир единичных вещей, а стало быть,
включают исполнителя в реально разыгрываемое рецептурное действо:
железная ложка, холстинный мешок, повешенный над бочкою. Число —
строгое, магически определенное — придает дополнительную достоверность
происходящему: 12 фунтов урины, расстояние от мешка до бочки—
5 футов. Между тем ни соображения стехиометрии в пропорциях,
ни расстояние в 5 футов здесь не являются решающими. Однако вопреки
точности детали и числовой строгости, особенно свойственных средневековому
рецепту, введен элемент неопределенности, расплывчатости: извести
можно взять «сколько хочешь», урины—12 фунтов «и более».
Алхимический рецепт изобразителен. Сравнение должно вызвать в сознании
исполнителя вещный образ происходящего: «будет в воде, как
хрусталь, садиться». Или: очищаемый металл «получит такой чистый
лоск, что удивительно покажется, сравнивая оный с прочим жемчугом»
(с. 41). В рецепте регламентированы все действия. Каждое действие мастера
освящено значительностью прошлого опыта, к которому и следует
приобщиться тому, кто действует.
Смягчены строгие формулы рецепта. Разночтения в порядке вещей. Допущенный
к действиям кое-чему научился, а чего не знает, то может
» 55 «
постичь сам — без наставника. Смягчающие рецепт моменты предназначены
для не вполне посвященных и носят задушевный характер. Не
посвященный в таинства искусства волен и ослушаться. А непродуманные
действия опасны: «...того ради советую я всем тем, кои в сию науку
себя не вверили и в ней не очень искусились, чтобы они не осмеливались
варить или жарить сие яйцо, потому что худо воспоследует и они получат
все те болезни и несчастия, кои в сем горшке заключены» (с.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.