Алхимия в средневековой культуре
4. Скороход — это ртуть, «живое серебро» {argentum
viuum). 5. Скороход и девушка — ртуть и серная медь — влекутся друг
к другу. Однако медь прячется за серой. 6. Король соглашается на брак
(SnS — активатор возможной реакции соединения Hg и CuS). 7. Реакции
должны идти в герметических сосудах, дабы сохранились исходные
вещества-элементы. 8. «Раздевание»: CuS + 02 —->Cu +S02. To же
происходит и с ртутью: Hg + [О] >HgO («Меркурия готовят окислением
»). 9. Они «плачут». Окись ртути и медь обрабатывают водным
раствором HCl. 10. Соитие: Cu+HgO+SO,+S+HCl+CuHg(S203).
(HgCl2)-HCl — «двуединое тело». 11. «Отринь мужское!»—освобождение
от серы и сернистых соединений (сера — мужское начало) :
S2O3--->SO3+S. 12. Взаимодействие ртуть-медного соединения (сульфитов
и хлоридов меди и ртути) с SnS. В результате образуется комплексное
соединение Си, Hg и Sn с хлором, серой и сульфит-ионом
» 114 «
(CuS03-SnS03-HgS03) — триединое тело. Сульфиды металлов, а также
сулема HgCl2 (причина мора). 13. Сильное нагревание в присутствии
железа разлагает это соединение. 14. В результате ртуть восстанавливается
из сулемы, и мор прекращается.
Расшифровка эта не вполне точна и, конечно же, модернизирована.
Но такой подход здесь возможен, ибо опустошенный алхимический символ
XVI — XVII — тем паче XVIII!—столетий либо уже ничего не значит,
либо означает какую-нибудь химическую операцию. Объемный миф
сплющился, став плоской аллегорией. Символ стал тождественным веществу
или технологической операции. Фарс ряженых. Конец алхимического
мышления. Мистифицированная жизнь реликтовых символопо-
добных теней. Это действительно символы в новоевропейском смысле,
ибо специфически средневековый контекст и его алхимическое изображение
исчерпали себя в результате взаимного пародирования, завершившегося
преобразованием культуры средних веков во всей ее полноте.
Итак, усохшие алхимические символы на выветрившейся почве средневековой
культуры, исчерпавшей самое себя. Что же увидел бы исследователь,
руководствующийся линейными представлениями об историческом
развитии? Он увидел бы, что символические ряды рассыпаются,
иерархия рушится, Вселенная децентрализуется S9.
Мир духовный, увидел бы он, уплотняясь, материализуется. У Бернарди-
но Телезио из Козенцы (XVI в.) он бы прочел: «Небо телесно... от высших
частей неба все тела состоят из той же субстанции, что и небо, то
есть темной и подвижной, светлой и грузной. Они отличаются друг от
друга только большей или меньшей чистотой, большей или меньшей
тонкостью» (Telesio, 1570, f. 21v; 1965).
Трансцендентность снята. Дуализм преодолен не с помощью чуда, а с
помощью новой, невозможной для средневекового мышления предпосылки
— представления о качественной однородности всего сущего.
Дело лишь в мере. Сама эта предпосылка есть результат общественно
обусловленного, хотя и относительно самостоятельного, преобразования
средневекового мышления в целом; алхимического мышления как его
существенной составляющей. Многократность алхимических «пресуществлений
» подготовила их ординарность, свела к нолю разрыв между
Солнцем — золотом и Марсом — железом.
Ренессансный алхимик, вырвавшийся из контекста преобразованной
культуры средних веков, и в самом деле почти богоравен. Улучшить
природу железа, сделать его золотом,— дело, теперь уже действительно
исполненное гордыни. Астрологический гороскоп тоже еретичен: миропорядок—
жесткая связь констелляций и человеческих судеб — выход
из-под контроля бога.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.