Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Алхимический миф
середины XIII столетия трапемутируется в литературно-художественный
и общественно-политический миф середины столетия нынешнего. Оставлю,
впрочем, исследование последействий этой трансформации для литературоведов.

ИТАК, несколько принципиальных срезов алхимии, запечатленных в
современном сознании. Воспроизведу их еще раз.
Современный деловой человек назовет алхимию лжеучением, не заподозрив
себя в том, что разделяет антиалхимическую позицию гуманистов
Возрождения. Ведь золото так и не получено. Эликсир долголетия не
изготовлен. Гомункулус не взращен.
Современный химик-экспериментатор, опираясь на собственный опыт,
припомнит, что именно алхимикам он обязан вещественным оснащением
нынешней аналитической лаборатории (хотя и с существенными усовершенствованиями);
набором живущих и поныне приемов и операций;
осуществленным сейчас некоторым алхимическим «предвосхищениям
».
Потрясенный успехами радиохимии, «трансмутирующей» элементы,
а также достижениями полимерной химии и химии белка, популяризатор
науки посчитает алхимию той же химией, одетой только в иные
одежды.
Оккультист XX века, охотно пользующийся терминами современной науки,
увидит в алхимии блистательное будущее не только теперешней химии,
но, пожалуй, и всего естествознания.
Чего он добивался — сгоряча
он ночью отпустил его, и к богу
оно вернулось, прежний вид приняв.
А он, как пьяный, ЧТО-ТО лепеча,
внезапно растянулся у порога.
И пуст его раскрытый шкаф.
(Рильке, 1977, с. 134
перевод К. Богатырева).
Дымящаяся колба, клокотанье в реторте, караван столетий, если не тысячелетий,
созвездия, отразившиеся на вздыбленной поверхности океана сознания, венец вещей,
вырванный у бога,— к нему же и возвратившийся... Алхимический космос во
всей своей сумбурной полноте. Алхимик — демиург, всесильно-беззащитный, ранимый,
никчемный, опустошенный... Не отступивший!
» 189 «

Психолог-архетипист усмотрит в алхимии неисчерпаемый источник архетипов-
мифологем и провозгласит их элементарными частицами всечеловеческого
мышления.
Продюсер приключенческого киношлягера про Анжелику покажет старца-
отшельника, бессонного искателя панацей, вседержителя вселенной
(образ, восходящий к столетней давности романтизациям европейского
средневековья).
Лихой журналист напишет книгу «Алхимия любви», веселый филолог —
«Алхимия слова», а политический обозреватель что-нибудь вроде «Алхимики
не унимаются», честно понимая под алхимией нечто злоумышленное.

Историк экономических учений примет золотую горячку алхимиков за
досрочное историческое осуществление золотого тельца, «города желтого
дьявола», населенного отчужденными, по Марксу,— частичными —
людьми капиталистической общественно-экономической формации.
Наконец, Томас Манн с вершины своей «Волшебной горы» точно подсмотрит
и прекрасно опишет герметическое состояние души Ганса Касторпа,
пребывающего в алхимической вечности, аннигилирующейся
от действительных соприкосновений с реалиями исторического
времени первой мировой. Правда, здесь мы уже встречаемся с
мифолитературной ассимиляцией алхимического мифа.
Такие прочтения алхимии правомочны, но в силу своей ограниченности
воспроизводят каждый раз лишь одну проекцию алхимии, вспыхивающую
на вместительном широкоформатном экране современного сознания.
Причем каждая проекция думает про себя, что она — вся алхимия
в целом, а не ее уплощенный и упрощенный чертеж.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.