Алхимия в средневековой культуре
52).
Предостережение относится и к возможным теоретическим ошибкам исполнителя:
нужно «знать простое тело от сложенного, дабы не взять
вместо простого сложенное; в противном случае весьма ошибешься»
(с. 163).
Алхимик регламентирует не только собственно химические действия.
Все области алхимической деятельности нормативно оформлены.
Статус рецепта приобретает, например, техника приготовления алхимического
инструментария: «Теперь следует, каким образом сию печь приуготовлять
и с оною обходиться должно. Сначала для удобнейшего выгребания
золы сделай нижнюю часть и наложи потом решетку, которая
должна быть положена по самой середине и нарочито уже самой печи.
На одной стороне сделай дверцы, дабы в оные можно было класть уголья
и свечу. После чего возвысь печь тонкими стенами, также сделай на одной
стороне несколько отверстиев, кои по желанию отворять и запирать
можно...» (Голланд, 1787, с. 65). Регламентируются и второстепенные
приемы.
Доктринальное знание тоже дано в виде рецепта: «Для меньшего камня
извлекай вещи из минералов, а для большего — из трав, кои суть не телесны,
ибо равный производит равного, лошадь рождает лошадь и прочее.
Итак, делай равный равному; а без того в сем искусстве не преуспеешь
» (с. 13). Это рецепты-теории, приведенные к практике. Путь к
иерархически восходящему совершенству. Но можно и наоборот: обратить
Солнце в Луну, золото в серебро. Ухудшение природы. Иерархическое
нисхождение. Не свойственный природе демонический, инородно
средневековый ход. Но и он внятен адепту.
Подробно расписываются действия по распознаванию подлинности металлов:
«Известно, что в искусстве алхимии много находится обманчивых
вещей и делается много таких, кои имеют сходство с Солнцем и Луной
и выдерживают три и четыре пробы, хотя они ложные. Итак, если
имеешь некоторое в том сомнение, то возьми немного порошка от сего
сублимированного Меркурия; положи потом то Солнце или Луну, какие
ты не почитаешь за настоящие, в горшок и топи; после чего посыпь
оного порошка, то металл превратится тотчас в прежнюю свою натуру;
если он ложный, то сие откроется, и он примет на себя прежнее свойство,
из коего состоит, как скоро только растопится; но если хороший, то
таковым и останется» (с. 39). Обратите внимание: состоять из свойства.
Дан и контрольный рецепт: «Также посыпь сего порошка на камень;
если он фальшивый, то подобно соли растрескается или разлетится на
несколько сот кусков» (там же). Не таким ли вот образом были уличены
» 56 «
в подделке металлов Гриффолино и Капоккьо и заключены в десятый
ров восьмого круга Дантова «Ада»? На все был рецепт — и на то, как
распознать настоящее золото, и куда отправить по смерти поддельщиков
Гриффолино и Капоккъо. Непременно в десятый ров восьмого
круга.
Тайна рецепта морально заповедна: «Сей есть первый таинственный
знак семи тайн и называется рыбою, которая уподобляется Меркурию,
и почитается самым тайным знаком изо всех семи тайн. Он есть начало,
середина и конец всех совершенных, как я уже тебя тому и прежде наставлял;
того ради прошу тебя, чтобы ты сию тайну не отдавал в руки
несмысленных и грешников» (с. 48).
Рецептурность, определяющая особенность средневекового мышления,
пронизала все сферы и алхимической деятельности, существенно в ней
видоизменившись. Но по-прежнему: если первый план алхимических
рецептов — действие, то второй его план — священнодействие, обнаруживаемое
в общем историческом контексте средневекового мышления
— в большом тексте средневековья, представляющем всеобъемлющий
неукоснительный Рецепт.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.