Алхимия в средневековой культуре
И наоборот. Правда, с поправками —
существенными поправками — на указанные разночтения, привнесенные
особенностями алхимического дела.
Понятно: столь универсальная характеристика средневекового мышления
— бытие ценой небытия — выявляется на материале одного-
» 119 «
единственного рецепта с трудом, а выявляясь, выглядит натянутой, искусственно
увиденной. Нужен столь же универсальный — общекультурный—
контекст, сколь универсальна и всеобъемлюща эта особенность
средневековой противоречивости. Этот контекст — вся средневековая
интеллектуальная жизнь, представленная в текстах — философских»
художественных, хроникальных... Буду конспективно краток, делая остановки
лишь на ключевых моментах средневекового самосознания —
философской рефлексии этого феномена \
Целеполагающее движение рыцарских туров мысли предопределено
с самого начала и направлено к постижению сущности. Если те, кто·
спорят,— поэты, то любовь, божественная и прекрасная, и есть их умопостигаемая
сущность. Когда же ратоборствуют богословы-философы,
то их сущность — ни больше ни меньше — сущность самого бога2.
Длится этот духовный поединок не десять часов, а десять веков в пределах
европейской средневековой культуры, каждый раз видоизменяясь,
но каждый раз оставаясь неповторимо средневековым.
Пусть же мышление расскажет о себе самом, уточняя-утончая особенности
собственной специфически средневековой противоречивости.
АВГУСТИН (IV—V в.) в «Исповеди» говорит: «Есть своего рода прелесть
в прекрасных телах, и в золоте, и в серебре, и во всем тому подобном;
для осязания всего приятнее гармония частей, есть и для других чувств
соответственно — приятные свойства тел. Есть привлекательность и во
временных почестях и правах силы и власти, от чего и рождается властолюбие,
но... И жизнь наша, которую мы живем здесь, имеет своего
рода заманчивую прелесть по своей красоте и возможности наслаждать-
1 Не крестовые походы; не сеньориальные тяжбы; не кровопролития Тридцатилетней
войны; не рыцарский турнир; не соперничество — нередко с летальным исходом —
из-за прекрасной дамы... Диспут-турнир перенесен в стихию слова. Но, перенесенный
в реальность словесную, турнир этот не становится оттого менее драматичным,
менее подлинным. Скорее, наоборот. Турнир осознанный переживается острей, нежели
турнир, ставший бытом. Цель поединка словесного иная. Это не мирские цели
крестоносцев — выручка гроба господня; или враждующих феодалов — лишний земельный
надел, добытый в результате сеньориальных тяжб; или воинственных гугенотов—
уточнения в обрядах (войны Реформации); или, наконец, соперничающих
рыцарей — приз короля или благосклонная улыбка дамы сердца: рыцарский турнир.
Нет, нет! И это важно. И эти цели переживаются столь же пылко и полно. Но,
ставши бытом, а потому существующие вне рефлексии, они менее податливы анализу
в отличие от осознаваемых поединков в сфере мышления.
2
Мощной цепью доказательств,
Силой многих аргументов
И цитатами — конечно,
Из бесспорных документов —
Хочет каждый из героев
Всех врагов обезоружить,
Доведеньем до абсурда
Сущность бога обнаружить
(Гейне, 1956, 1, с. 383 и ел.).
» 120 «
ся всею земной красотою. Самое дружество человеческое, как союз
любви, дорого и мило по взаимному единодушию, но... Конечно, и в
земных предметах находятся свои удовольствия, но...» (1901 —1912, 1, II,
5, с. 37-38).
Я нарочно пропустил все но, снимающие эти малые мирские приятности.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.