Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Результаты многочисленных исследований
не дают однозначных ответов на основные вопросы об алхимии —
о её сущности и её месте в истории культуры и общества. И причины
этого заключаются не только в сложности самого объекта исследования,
но и в односторонне аналитическом их характере. Даже такие фундаментальные
по количеству и достоверности изученных источников, по
объему затраченного труда работы — Марселена Бертло, например,—
отличаются не столько системой различных сторон алхимии — этого многогранного
общественного явления, сколько подходом к ней как прародительнице
нынешней химии. Между тем особая многогранность объекта
требует и особой многоаспектности исследования — комплексного
подхода в постановке исследовательских задач.
Предлагаемую вниманию читателя книгу можно считать первой попыткой
осуществить это. Задача, которую поставил перед собой ее автор,
заключается в том, чтобы рассмотреть алхимию как некую целостность,
включающую в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты—
научные обобщения и фантазию, рациональную логику и мифологию,
грани прогресса и консерватизма. Оборотной стороной этой
задачи является стремление увидеть в алхимии как существенном фрагменте
средневековой жизни отражение самой этой жизни — материальную
и духовную культуру средневековья, что, собственно, и определяет
все особенности алхимии. Автор исходит при этом из методологически
правильной мысли о том, что средневековое целое — это, говоря словами
Маркса, органическая нерасторжимость производства идей и производства
вещей. Автор априори полагает, что из этого целого невозможно
вычленить и рафинировать отдельно непорочную практику ремесел,
которая будто бы только и способна послужить эмбрионом научной
химии, и совершенно отдельно философские учения или искусство,
которые почему-то должны быть смиренно подчинены церкви, схоластике,
нервическим стремлениям к золоту и потому должны стать источником
лишь лженауки.
Исходя из того, что получено в результате исследования алхимических
первоисточников, автор выдвигает гипотезу, химический аспект которой
состоит в следующем: алхимия играла — наряду с химическими"ремеслами—
определяющую роль в подготовке современной химии; эту
роль можно понять не через вычленение из алхимии ее рациональных
фрагментов, но путем изучения ее как единого целого — феномена средневековой
культуры.
В связи с первым положением нельзя не указать на замечательную
мысль Энгельса, высказанную в полемике с Дюрингом и непосредственно
относящуюся к вопросу о роли алхимии. Показывая свое «ужасаю-
» 6 «

щее невежество» относительно сочинений великих утопистов, Дюринг
взирал на них с презрением, их мысли называл лишь фантазией, а самих
именовал не иначе, как «социальными алхимиками». «Пусть так,—
отвечает на это Энгельс.— Алхимия в свое время была необходима»1.
И эту необходимость, и эту увлеченность алхимиков поиском философского
камня Энгельс сопоставляет с деятельностью утопистов как «основателей
социализма», которые лишь в силу незрелости общественного
производства «были вынуждены конструировать элементы нового
общества из своей головы, ибо в самом старом обществе эти элементы
еще не выступали так, чтобы быть для всех очевидными; набрасывая
свой общий план нового здания, они вынуждены были ограничиваться
апелляцией к разуму именно потому, что не могли еще апеллировать к
современной им истории»2.
Собственно, и второе положение выдвинутой гипотезы отвечает той же
параллели Энгельса.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.