Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

Алхимик как бы вторично творит космос из хаоса и
одновременно совершает второе искупление космоса через высвобождение силы
«божественного духа» (..... ......) в недрах материи (Lippmann, 1919, с. 78).
» 313 «

АЛХИМИЯ — неповторимая культурно-историческая реальность, синкретически
включившая многообразные проявления деятельности средневекового
человека. Деятельность алхимика многозначна. Он — ставящий
опыт теоретик и ремесленник-эмпирик, философ
я теолог, мистик и схоласт, художник и поэт, правоверный
христианин и маг-чернокнижник. Алхимия, стало
быть,— не столько предшественница химии нового времени, сколько явление
средневековой культуры в широком смысле этого понятия. Алхимия—
своеобразный микрокосмос средневековой культуры, запечатлевший
не только официальное, но и внеофициальное (чернокнижно-языческое)
средневековье.
В отличие от еретических, социально обусловленных движений, направленных
в числе прочего к достижению абсолютной чистоты раннехристианского
канона, историческая жизнь алхимии—это причудливое —
и вместе с тем естественное — переплетение линий монотеистических
(иудаизм, неоплатонизм в его учении о Едином, католичество, ислам) и
политеистических (египетская, ассиро-вавилонская, эллинистическая
традиции, культовая обрядность варварского язычества). Деятельность
же реального алхимика в ее многогранности — наиболее универсальная
из всех видов средневековой деятельности.
Природа алхимии «эссенциальна». Поиски универсального растворителя,
целительных панацей, эликсиров здоровья, долголетия, вечной жизни,
Великого магистерия — красного и белого эликсиров, трансмутирующих
несовершенные металлы в совершенные, есть умопостигаемый и практический
поиск «эссенции» — бесформенной (внеформенной) «физико-
химической» вещественности; поиск, реализуемый посредством разрушения
«сотворенной», видимой телесности, внешних форм этой телесности.
Это один из основополагающих постулатов Великого деяния алхимиков.
Ход алхимической мысли напоминает христианский поиск сущности
(восхождение по «лествице», достижение морального абсолюта: душевное
спасение, созидание града божьего, телесная аскеза во имя здоровья
духа). Алхимическое мышление — микрокосм средневекового мышления
в целом16.
И все-таки вещественная плоть отвергается не до конца. Целое, переходящее
в целое — акт также алхимический по природе, конечно, если к
этому прибавить чудо как причину этого преобразования (ржавое железо—
еще не пресуществленное золото; химико-технологические же операции
над ним — лишь условие этого чудодейственного преображения)
17.
16 Но настолько ли инвариантен духовным чаяниям христианского средневековья практический
пафос алхимии, ищущей золото и устанавливающей всеблагую жизнь на
этой земле?
17 Предметное, злато-сереброискательское тайновидение сопоставимо с духовной природой
христианских таинств. Правда, если только закрыть глаза на «физико-химическую
» природу алхимической эссенциальности, оставив лишь первый — чисто семантический—
ее смысл: эссенция-сущность в целом и во плоти.
» 314 «

Алхимия — опытно-магическая деятельность. Великое деяние бивалентно:
оно — и действие, и священнодействие сразу18. (Рецепт
Рипли дает почувствовать и эту особенность алхимической деятельности.)
Если же теперь вновь вспомнить, что средневековая культура
относительно самостоятельна и соответствует определенному категориальному
строю средневекового мышления, можно сказать, что этот
строй запечатлен в виде класса феноменов в алхимических трактатах высокого
средневековья (XII—XV вв.) с особенной яркостью.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.