Алхимия в средневековой культуре
И обратно: все, что приходит к концу, разлагается на
четыре элемента. Ни один из естественных элементов не существует в
чистом виде. Они более или менее смешаны один с другим и могут замещать
друг друга. Так, земля переходит в воду, когда она растворяется
и принимает вид ила. Если же вода уплотняется, то она переходит в землю.
Если же она испаряется под действием огня, то она превращается в
воздух. Каждый из элементов обладает двумя особыми свойствами, из которых
одно принадлежит этому элементу, а другое составляет переход к
следующему. Так, огонь горяч и сух, земля суха и холодна, вода холодна
и влажна, воздух влажен и горяч. Таким образом, элементы противостоят
один другому по своим противоположным свойствам: огонь — воде,
земля — воздуху. Примерно так излагает Агриппа учение Аристотеля о
стихиях-элементах и качествах-свойствах.
Важно, однако, что первоэлементы видятся все же и материалом, который
может быть демиургически претворен в вещи. Вот почему следующий
пассаж у Агриппы посвящается сотворению мира вещей. Агриппа
утверждает, что из четырех стихий образуются четыре группы совершенных
тел: камни, металлы, растения и животные. В них заключены все
элементы, но каждая группа стоит ближе всего только к одному из них.
Камни землисты, потому что они тяжелы от природы, падают на землю
и не могут превращаться в жидкое состояние. Металлы водянисты, потому
что могут разжижаться. Алхимики доказывают своими опытами, что
металлы возникли из живой металлической воды — ртути. Растения столь
тесно связаны с воздухом, что могут расти только под открытым небом.
Сила, действующая во всех животных, есть огонь. Они настолько родственны
огню, что исчезает почти всякая жизнь, если погаснет огонь. Внутри
этих четырех царств каждая вещь особенным образом связана с
одною из стихий. Все непрозрачные и тяжелые камни подобны земле.
А самые прозрачные, растворяемые водою, например кристаллы, подобны,
воде. Те же камни, которые плавают на воде,— губчатая пленка и
пемза, например,—воздухоподобны. Камни, из которых может получаться
огонь или которые сами произошли из огня, каковые, например, кремень
или асбест, родственны огню. Точно так же обстоят дела и с металлами.
Свинец и серебро близки земле, ртуть — воде, медь и олово — воз-
» 221 «
духу, а железо и золото — огню. У растений корни по плотности родственны
земле, листья по содержащемуся в них соку — воде, цветы по
своей нежности — воздуху, а семена — огню по зародышевой силе и силе
прорастания. Что касается животных, то некоторые принадлежат земле,
каковы черви и другие пресмыкающиеся, другие — воде, например рыбы.
Те же, которые не могут жить без воздуха, принадлежат воздуху. Сродни
огню те, что живут в огне, например саламандры и некоторые цикады.
Или те, которые обладают большой теплотой или окрашены в огненный
цвет: голуби, страусы, львы и те твари, которые выдыхают огонь. Кости
животных принадлежат земле, мясо — воздуху, жизненный дух — огню,
а соки — воде.
Обозначенный было в первой тираде строительный материал для мира
вещей — четыре элемента, обладающие определенными качествами и
включенные во взаимную иерархию, элиминируемую в первоматерии,—
в конкретном миростроительстве вновь теряет вещественность, приобретая
черты символов, связанных с вещами различных классов по подобию—
физическому и метафорическому. При этом элементы-символы поделены
не только меж классами вещей, но и внутри каждого класса и по
структурным уровням одной особи.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.