Алхимия и Каббала

Содержание:

Алхимия в средневековой культуре

377—384; ВСС, 1, с. 613—615). Наличие в этом
ряду и серы, и живой серы, а также ее соединений с ртутью и мышьяком
говорит о многосортности серы как принципа. Живая сера — это сера
органических веществ, отличающаяся от серы минеральной. Вместе с
тем ряд серусодержащих демонстрирует подобие частей этих соединений,
связанных с серой, ибо все они — в сродстве с серой (алхимический
«вариант» принципа «химического сродства»). Эликсир — микроподобие
золота по соотношению в нем алхимических начал. Он-то в качестве
подобного и должен умножающим образом подействовать на несовершенный
металл, тоже содержащий в себе золото, хотя и погрязшее в
10 Но здесь же Винсент с энциклопедической добросовестностью цитирует и контрмнение,
принадлежащее Авиценне, который считает сомнительным, чтобы трансмутация
была возможна. Если очищением придают свинцу качества серебра, вводя людей в
обман кажимости, специфическое различие этих металлов, законоположенное природой,
все равно неуничтожимо, потому что искусство слабее природы (там же).
» 217 «

порче. Подобное воздействует на подобное. Золото умножается миллионнократно.
«Химическое» сродство, улучшающее природу одного из сродственных
компонентов. Воспроизводство алхимической жизни. Алхимические
начала зооморфны,, антропоморфны, то есть и воплощены, и
воодушевлены одновременно.
По Роджеру Бэкону, в зависимости от степени чистоты серы и меркурия
получаются металлы совершенные или несовершенные. Основа металлов
суть Меркурий и Сера. Эти два начала дали происхождение всем металлам
и всем минералам. Утверждение алхимических начал как принципов
вещей материального мира есть обоснование единства этого мира в
единой первоматерии, порождающей эти первоначала. Вместе с тем
Бзкон находит высокосовершенные вещественные персонификации для
первоначальных принципов: золото содержит серу — начало чистое,
устойчивое, красное, несгораемое, а серебро — ртуть, начало чистое,
летучее, блестящее, белое. Материал камня состоит, стало быть, из тела,
полученного из золота и серебра. Последняя точка зрения — ртуть и серу
для философского камня следует извлечь из серебра и золота — не
общепринята. Ее не вполне разделяет, например, Альберт Великий,
утверждая, что камень добывается из ртути, которую получают из совершенных
металлов. Он же намечает путь к обоснованию рукотворного
воздействия на серу и ртуть как принципы, оборачивающиеся к алхимику
своим скрытым до поры вещественным лицом. На эти начала воздействует
либо природа, либо рука, вооруженные огнем. Альберт обращает
внимание, например, на то, что свойства металлов произошли от серы и
ртути. Только различная степень варки {«подземный огонь-», «жар Тартара
») обусловливает различия в металлической породе. Альберт прибавляет
к варке еще один технохимический деструктивный фактор:
растворение. Таимые в недрах земли, алхимические принципы «озем-
ляются», забывая о своей духовной ипостаси, являющейся лишь в теории
происхождения металлов. Сера и ртуть разделены в недрах земли:
сера — в виде твердого тела, неподвижного и маслянистого; ртуть в
форме пара. Сера — жир Земли, сгущенный в рудниках умеренной варкой
{Albertus Magnus, 1958, с. 21—23).
Ученик Альберта Фома Аквинский (XIII в.) считается автором {ТС, 4,
с. 960—973; ТС, 5, с. 806—814) нескольких алхимических трактатов
(вероятно, поддельных) (ТС, 3, с. 267—275; 276—277). Тем не менее
Либавий (XVI—XVII в.) ссылается на Фому, приписывая ему такие
слова: «Говорю тебе, работай с помощью ртути и подобных ей, но только
не прибавляй ничего иного и знай, что золото и серебро не чужды ртути
{Libavius, 1597, с.

Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.